Научный репортёр

Проект 2016 - 2018, 2017- 2019, 2018 - 2020, 2019 - 2021

«Научный репортёр» - проект для учащихся 10-11 классов Университетской гимназии МГУ им. М. В. Ломоносова, который патронирует научно-популярный телеканал «Наука». Проект уникален тем, что одинаково может быть интересен ученикам как гуманитарных, так и естественно-научных, инженерных и математических профилей.


Существует представление, что научная журналистика – это скучно, более того, крайне сложно. Ведь задача научного журналиста – обработать специфическую информацию, предоставленную учёными, и облечь её в такую форму, чтобы она заинтересовала даже далёкого от науки зрителя.


Благодаря проекту «Научный репортёр» ученики получатют необходимые знания и навыки создания «с нуля» собственного продукта (будь то статья для публикации или видеорепортаж с места событий) и убедятся, что научная журналистика – это невероятно интересно! И помогают им в этом сотрудники телеканала «Наука»: опытные журналисты, редакторы, операторы и режиссеры.


В программу проекта «Научный репортёр» входят лекции, мастер-классы и практикум по основам драматургии и сценарного мастерства, операторского искусства и монтажа. В результате каждый участник проекта может попробовать себя в разных ролях и выбрать наиболее интересующую его специализацию

Участники проекта ставили перед собой следующие цели:
  1. Теоретическое и практическое освоение навыков по созданию научно-популярных видеосюжетов, в том числе видеосюжетов, касающихся научных проектов гимназистов;
  2. Овладение умениями эффективного сбора и структурирования научной информации;
  3. Облачения ее в доступную для обывателя телевизионную форму.
Для достижения установленных целей требовалось выполнить следующие задачи:
  1. Освоить принципы и правила работы со спецтехникой: с видеозаписывающими (камерами), осветительными и звукозаписывающими устройствами, их применение и настройка в реальном времени при видеосъемке людей, предметов, и их взаимодействий;
  2. Научиться выстраивать композицию кадра: знать и применять базовые правила по расположению людей в кадре и уметь расстановить приборы относительно линий взаимодействия между корреспондентом и героем;
  3. Научиться вести съемку различных объектов на разных крупностях и планах;
  4. Научиться азам актерского мастерства для работы в кадре: выразительному чтению текста вслух, поведению и жестикуляции на камеру при съемке stand-up;
  5. Освоить навыки взятия интервью у героев съемки: практиковать составление вопросов для интервью, принимать участие в беседе герой – корреспондент;
  6. Научиться монтировать отснятый звуко- и видеоматериал с использование программ Adobe Photoshop, Adobe Premier Pro и других платформ для видеомонтажа; подбирать соответствующий теме видеоряд, музыкальное сопровождение и комбинировать их с отснятыми самостоятельно кадрами; создавать логично построенный динамичный и красочный ролик;
  7. Уметь обрабатывать полученную из интервью информацию, «переводя» мысли ученых с научного языка на более простой для восприятия: писать сценарии, сшивать «синхроны», «закадры» и «лайфы» в единое сюжетное полотно.
Результаты проекта
В результате проектной деятельности учащиеся смогли:
Познакомиться со всеми этапами работы по созданию телевизионного материала: процессом съемки, написания сценария, расшифровки материала и его обработки, попробовать себя в разных специальностях: корреспондент (в кадре и за кадром), оператор, сценарист, режиссер монтажа.

В 2016 – 2018 учебном году учащиеся представили сюжеты, созданные на основе съемки проектов Университетской гимназии, позволяя узнать широкой общественности о проектной деятельности в ее стенах.
В 2018 - 2020 учебном году было принято решение снять не столько сюжет про проект, сколько про проблему, которая в нём решается. Выбор пал на проект «Пановит – кормовой белок микробного синтеза». Другой сюжет «Колонизация Марса и других космических объектов» исследовал вопрос: действительно ли это необходимо и возможно ли при имеющихся технических достижениях. Чтобы найти ответы на все вопросы, было взято несколько интервью у специалистов, работников и профессоров Государственного астрономического института имени П.К. Штенберга.

В 2019 - 2021 учебном году учащиеся смогли осветить проектную деятельность гимназистов, рассказать о исследованиях, которые происходят в стенах биофака МГУ, а также о исследованиях Луны и других планет, создать видео-викторину, находящуюся в публичном доступе.
Руководители проекта
  • Березина Ирина Павловна
  • Ковбасюк Григорий Владимирович
  • Чукарев Алексей Евгеньевич
Участники проекта 2016 - 2018
  • Агафонова Ольга Алексеевна
    Гуманитарный профиль
  • Болдина Елизавета Евгеньевна
    Гуманитарный профиль
  • Заболотская Алина Робертовна
    Гуманитарный профиль
  • Кан Михаил Олегович
    Гуманитарный профиль
  • Кривоусова Ксения Вадимовна
    Гуманитарный профиль
  • Хандкаров Юрий Сергеевич
    Гуманитарный профиль
  • Пакин Алексей Юрьевич
    Математический профиль
  • Ибрагимов Эдуард Сергеевич
    Социально-экономический профиль
  • Хизбуллина Диана Вадимовна
    Социально-экономический профиль
Участники проекта 2017 - 2019
  • Бузырева Мария Михайловна
    Информационный профиль
  • Гордиевская Татьяна Борисовна
    Информационный профиль
  • Зубарева Наталия Дмитриевна
    Естественнонаучный профиль
  • Логвинова Елена Александровна
    Социально-экономический профиль
  • Степнов Владислав Витальевич
    Инженерный профиль
  • Умранова Софья Дмитриевна
    Информационный профиль
  • Чадаева Карина Никитовна
    Информационный профиль
  • Чеснокова Мария Анатольевна
    Естественнонаучный профиль
  • Шлаев Алексей Павлович
    Социально-экономический профиль
Участники проекта 2018 - 2020
  • Смирнов Илья Игоревич
    Естественнонаучный профиль
  • Степанченко Даниил Олегович
    Естественнонаучный профиль
  • Артеева Надежда Сергеевна
    Информационный профиль
  • Гнидая Ульяна Владимировна
    Информационный профиль
  • Луженкова Ксения Валерьевна
    Информационный профиль
  • Подхомутникова Валерия Владимировна
    Информационный профиль
  • Шундрина Дарья Дмитриевна
    Информационный профиль
  • Антонова Полина Михайловна
    Социально-правовой профиль
  • Вишневская Александра Юрьевна
    Социально-правовой профиль
  • Крайнова Ярослава Юрьевна
    Социально-правовой профиль
  • Кулагина Анна Владиславовна
    Социально-правовой профиль
Участники проекта 2019 - 2021
  • Аленькова Ирина Александровна
    Социально-правовой профиль
  • Газукина Софья
    Социально-правовой профиль
  • Кисляк Ульяна Андреевна
    Информационный профиль
  • Кудрявцева Софья Ярославовна
    Естественнонаучный профиль
Партнеры
  • Телеканал “Наука”