Модель профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрасте в интернет сети

Проект 2018 - 2020

Активное профессиональное самоопределение современного человека начинается в подростковом возрасте, когда без помощи трудно сделать правильный выбор. Высокая степень изменчивости мира профессий и соответствующего им пространства рабочих мест и путей самоопределения требует постоянного погружения в область профессионального самоопределения. Мы создали единую информационную площадку, на которой разместили материалы, рассчитанные на помощь ученикам старших классов в выборе будущей сферы профессиональной деятельности. Материалы представляют собой статьи, посвященные аспектам профессионального самоопределения, интервью с представителями различных профессий, а также компьютерную игру для повышения уровня осведомленности подростка в мире профессий.

Актуальность нашего проекта обусловлена спецификой социальной ситуации развития современных подростков. Молодому поколению всё труднее определить траекторию своего движения после школьных лет. Во многих случаях подростки начинают задумываться о будущем только в старших классах, и при отсутствии доступных и понятных источников структурированной информации, не всегда грамотны при решении этого вопроса. Также не стоит забывать, что мир профессий постоянно изменяется, что способствует появлению серьёзных трудностей и замешательств у подростков (Например, не во всех профессиональных областях легко предположить, что будет востребовано через 5-6 лет).
Новизна нашего проекта заключается в том, что весь процесс сбора и передачи информации осуществляется подростками, сталкивающимися с тем, что исследуют. Мир профессионального самоопределения изучается подростками и подается «глазами» подростков. Такой подход гарантирует глубокое понимание проблемы и понятное изложение материала для сверстников, кто хочет разобраться в этом вопросе. Проект реализуется в интернет сети, всё необходимое собрано в одном месте. Модель геймификации, представленная в ближайшем будущем в одном из разделов сайта, не только имеет развлекательный характер, но и обогащает определённым набором знаний, которые пригодятся в дальнейшем.
Цель проекта:
Построить эффективную модель профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрасте с выработкой системы оценки индивидуальной значимости различных факторов будущего профессионального самоопределения «глазами подростков».
Задачи проекта:
  1. Создание модели сайта, направленного на предоставление необходимых условий для развития профессиональной ориентировки подростков. Создание игрового раздела, направленного на проверку и повышение уровня осведомленности подростка о ряде профессий.
  2. Выделение основных компонентов личной профессиональной перспективы подростков и создание интернет- контента на эту тему.
  3. Взять интервью у представителей различных профессий с целью получения достоверной информации об их профессиях и об историях жизни специалистов.
  4. Организация единой информационной базы, вмещающая в себя основные доступные на данный момент источники информации по вопросам профессионального самоопределения подростков.
Результаты проекта
  1. Создан сайт на платформе WIX. Сайт наполнен различным контентом (статьями о личной профессиональной перспективе, ошибках в процессе самоопределения, историях о профессиях, историях студентов, интервью с представителями различных профессий, разделом полезных ссылок на другие сайты и тесты по профессиональному самоопределению). Создан макет игры для проверки знаний в конкретных профессиях у подростка (проработаны различные этапы профессиональной реализации индивида на протяжении всей его жизни).
  2. Были выделены компоненты личной профессиональной перспективы и написаны статьи, содержащие их описание. К компонентам личной профессиональной перспективы относятся: осознание ценности труда; осознание необходимости профессионального образования после школы; общая ориентировка социально-экономической в стране и прогнозирование ее изменения; значение мира профессионального труда; выделение дальней профессиональной цели и ее согласование с другими важными целями; знание конкретных выбираемых целей.
  3. В рамках проекта взяты интервью у представителей различных профессий: переводчика, экономиста, электрика, репетитора, искусствоведа, монаха, менеджера, предпринимателя, адвоката, фтизиатора, массажиста, реаниматолога, анестезиолога. В интервью раскрыты аспекты, касающиеся самоопределения, плюсы и минусы профессии, взгляд на будущее данной специальности, освещены вопросы трудоустройства после окончания университета. Все интервью помещены на сайт проекта, где каждый может ознакомиться с ними и подчерпнуть что-то новое для себя об интересующей профессии.
  4. В процессе работы над сайтом, создан специальный раздел «Полезные ссылки», в который вошли следующие подразделы – «Классификация профессий», «Тесты», «Вузы». В подразделе «Классификация профессий» представлена ссылка на сайт Temabiz, посвященный различным профессиям, на котором имеется краткая классификация основных областей профессиональной деятельности. В подразделе «Тесты» представлены ссылки на различные тесты, так или иначе посвященные профессиям, что может хотя бы частично помочь подросткам сделать свой выбор, используя игровую форму. В подразделе «Вузы» представлены ссылки на сайты наиболее популярных российских вузов (МГУ, СПбГУ, НИУ ВШЭ и т.д.) для ознакомления с рейтингами вузов по своим направлениям, наличию общежития, военной кафедры и другим параметрам.
Руководители проекта
Участники проекта
  • Снисаревская Далила Владиславовна
    Историко-филологический профиль
  • Хрущёва Дарья Максимовна
    Историко-филологический профиль
  • Софронов Тимофей Глебович
    Историко-филологический профиль
  • Кузнецова Влада Владимировна
    Естественнонаучный профиль
  • Буракова Лидия Ивановна
    Естественнонаучный профиль
  • Белкина Софья Алексеевна
    Историко-филологический профиль
  • Богданова Екатерина Александровна
    Социально-правовой профиль
  • Гатауллина Лейсан Рафаэльевна
    Историко-филологический профиль
  • Красницкий Андрей Олегович
    Историко-филологический профиль
  • Шапхоева Сарана Сэнгэевна
    Историко-филологический профиль
  • Фаррахов Раис Робертович
    Историко-филологический профиль