Мониторинг состояния учащихся (Healbe)

Проект 2018 - 2020

Целью нашего исследования является изучение влияния эмоционально-личностных факторов на характер взаимосвязи субъективной оценки параметров самочувствия и данных физиологического состояния учащихся Гимназии.

Задачи проекта:
  1. Увеличить количество участников и осуществить мониторинг состояния учащихся в условиях обучения и проживания в гимназии.
  2. Сделать менее объемные и тяжелые опросники, состоящие из небольшого количества вопросов.
  3. Включить в исследование заполнение ежедневных опросников для получения более точных результатов.
  4. Подтвердить или опровергнуть гипотезы, выдвинутые нами в прошлом году.
  5. Сформулировать новые гипотезы.
Результаты проекта
  • Нам удалось увеличить выборку участников, данные которых могут быть рассмотрены для исследования, почти в 2,5 раза. В ходе исследования из 31 участника 7 прекратили участие (5 – аллергическая реакция, 2 – нестабильное ношение браслета).
  • Были использованы менее объемные опросники. Мы разработали визуально-аналоговые шкалы (ежедневные опросники), заполнение которых не занимает более 1 минуты. Данные этих опросов позволили увеличить информационный массив данных.
  • В ходе исследования нами были сформулированы и обработаны следующие гипотезы:
Субъективная оценка уровня стресса связана с объективной оценкой
Гипотеза была сформулирована нами во время пилотного исследования и опровергнута в этом году. Для опровержения гипотезы мы проанализировали зависимости объективной и субъективной оценок уровня стресса от продолжительности сна. Для данных субъективных оценок наблюдается хаотичное распределение точек на диаграммах (графики 2 и 4), а для объективных выявлена определённая закономерность (графики 1 и 3), следовательно, зависимости и совпадений субъективной и объективной оценок уровня стресса не наблюдается.

График 1. Данные объективной оценки стресса (ось Y) и продолжительности сна (ось X).
График 2. Данной субъективной оценки (ось Y) и продолжительности сна (ось X).
График 3. Данные объективной оценки стресса (ось Y) и продолжительности сна (ось X).
График 4. Данной субъективной оценки (ось Y) и продолжительности сна (ось X).
Уровень физиологического стресса имеет взаимосвязь с продолжительностью сна
Данные продолжительности сна и уровня стресса были получены при помощи браслетов Healbe.
Данная гипотеза была подтверждена нами при помощи построения графиков и диаграмм (графики 5 и 6). Наблюдается прямая зависимость уровня стресса от продолжительности сна, так как мы можем заметить, что браслет фиксирует повышение уровня стресса до 2 (среднего) и 3 (высокого), если продолжительность сна участника в этот день составляет 4-6 часов.
Если участники спят более 6 часов, то в большинстве случаев у них наблюдается проявление только низкого стресса.

График 5. Данные объективной оценки стресса (ось Y) и продолжительности сна (ось X).
График 6. Данные объективной оценки стресса (ось Y) и продолжительности сна (ось X).
Алекситимия опосредует различия между данными объективной и субъективной оценок уровня стресса
После опровержения гипотезы, связанной с зависимостью объективной и субъективной оценок уровня стресса, мы предположили, что данные различия опосредованы алекситимией, найденной у ряда участников (рис.1). Проанализировав графики зависимости физического стресса с браслета Healbe и психологического стресса от продолжительности сна, мы обнаружили, что участники с высоким уровнем алекситимии в большинстве случаев отмечают свой стресс на 4 и 5 (высокий) вне зависимости от объективной оценки уровня стресса и продолжительности сна (графики 7 и 8), в то время как большинство участников, не попавших в группу риска и группу алекситимии преимущественно отмечают свой стресс как низкий (1) или средний (2-3) (графики 9 и 10).
Следовательно, алекситимия действительно опосредует различия объективной и субъективной оценок уровня стресса, и наша гипотеза подтвердилась в ходе исследования.
График 7. Данные субъективной оценки стресса (ось Y) и продолжительности сна (ось X).
График 8. Данные субъективной оценки стресса (ось Y) и продолжительности сна (ось X).
График 9. Данные субъективной оценки стресса (ось Y) и продолжительности сна (ось X).
График 10. Данные субъективной оценки стресса (ось Y) и продолжительности сна (ось X).
Рис. 1. Данные по наличию алекситимии у участников.
  • Также нами было замечено, что уровень оценок стресса по данным психологического опросника (PSM-25) возрастает к зимней сессии. У 63% участников было выявлено повышение уровня психологического стресса в период с начала декабря до начала сессии.
  • По результатам психологического опросника Айзенка наши участники относятся к следующим типам темперамента: 48% холерики, 30% меланхолики, 13% сангвиники и 9% смешанные типы. Среди наших участников флегматиков не обнаружено. (рис.2)
Участники с повышенным уровнем стресса преимущественно относятся к двум типам темперамента по Айзенку: холерический и меланхолический типы.
Из меланхоликов 57% отмечают у себя высокий стресс, среди холериков - 45% процентов. (рис.3 и 4)
  1. Нами была разработана инфографика с рекомендациями для участников (причины стресса, признаки, способы борьбы со стрессом) (рис.5)
  2. Были сняты два видео, связанные со стрессом. В этих видео мы рассказали, как стресс связан со сном и развенчали ряд мифов.
Рис. 2. Типы темперамента у участников исследования
Рис. 3. Количество меланхоликов, испытывающих высокий или низкий стресс.
Рис. 4 Количество холериков, испытывающих высокий или низкий стресс.
Рис. 5 Инфорграфика
Руководители проекта
  • Козырева Надежда Алексеевна
Участники проекта
  • Прозоркевич Ярослава Александровна
    Естественнонаучный профиль
  • Ковика Василиса Юрьевна
    Социально-правовой профиль
  • Богомолова Дарья Андреевна
    Экономико-математический профиль
Партнеры