Комплексные системы мониторинга экологического состояния университетской гимназии и новой территории МГУ

Проект 2018 - 2020, 2019 - 2021

Проведение экологического мониторинга объектов окружающей среды является актуальной задачей, поскольку качество сред оказывает влияние на здоровье человека. В настоящее время наиболее перспективным с точки зрения оценки воздействия окружающей среды на здоровье человека считается риск-ориентированный подход, который позволяет на основании данных экологического мониторинга рассчитать поступающие в организм дозы загрязняющих веществ оценить риск воздействия поллютантов на здоровье населения.

Контроль за радиационной обстановкой является важной составляющей общего экологического контроля, однако в каждом конкретном случае требует комплексных измерений влияния разных составляющих радиационного воздействия. Такие комплексные исследования для конкретного случая гимназии МГУ и радиационного воздействия на учащихся во время их обучения, проживания и перемещения в течение всего периода учёбы ранее не проводились.

Уже на протяжении многих лет остро стоит вопрос сохранения оптимального экологического состояния окружающей среды для существования человека. Начиная со времен промышленной революции люди, из-за развития технологий, довольно сильно загрязняли экосистему Земли. Поэтому последние несколько десятков лет идет масштабный контроль и поддержание экологии нашей планеты. Применение мониторинга окружающей среды помогает заранее проследить возрастание степени загрязнения, благодаря чему, успеть вовремя предотвратить превышение нормы.

Цель проекта:
  • Оценка экологического состояния территории Университетской гимназии
  • Создание способа получения объективных данных о температуре, влажности, освещённости, качестве воздуха и радиационной обстановке в жилых и учебных помещениях гимназии и их влиянии на здоровье воспитанников и производительность учебного процесса
  • Исследование радиационного фона
Задачи проекта:
  • Провести химический анализ почв
  • Оценить химическое загрязнение почв
  • Сравнить результаты с результатами анализа почв территории МГУ
  • Рассчитать дозу воздействия загрязняющих веществ за год обучения в гимназии
  • Сравнить результат с референтными значениями
  • Рассчитать канцерогенный и неканцерогенный риск для обучающихся гимназии
  • Сравнить результаты с допустимыми значениями
  • Составить рекомендации по управлению экологическими рисками

  • Создание локального устройства экологического мониторинга (УЭМ, «экологическая коробочка») в формате настольной карандашницы для непрерывного получения сведений об экологической обстановке в жилых и учебных помещениях Университетской гимназии и обеспечение передачи, хранения и анализа полученных данных на специально разработанном для этой цели сервере.

  • Проведение комплексного исследования для конкретного случая гимназии МГУ и радиационного воздействия на учащихся во время их обучения, проживания и перемещения в течение всего периода учёбы
  • Изучение космических лучей
Результаты проекта
Экологический мониторинг:
  • Проведен химический анализ почв
  • Оценено химическое загрязнение почв
  • Сравнены результаты с результатами анализа почв территории МГУ
  • Рассчитана доза воздействия загрязняющих веществ за год обучения в гимназии
  • Результат сопоставлен с референтными значениями
  • Рассчитан канцерогенный и неканцерогенный риск для обучающихся гимназии
  • Результаты соотнесены с допустимыми значениями
  • Составлены рекомендации по управлению экологическими рисками
Радиационный мониторинг:
  • Проведены измерения радиационного фона на линиях и станциях московского метро
  • Дозиметры были запущены на высоту до 25 км и тем самым был повторен исторический эксперимент по открытию космических лучей
  • Проведены стратосферные эксперименты
  • Собрана статистика по радиационному фону в стратосфере и его изменениям
  • Сделаны важные выводы о космических лучах и радиационном фоне в подземных строениях
«Экологическая коробочка»:
  • Изготовлен пилотный образец «экологической коробочки», который после натурных испытаний может быть принят к дальнейшему использованию
  • Получены знания и навыки по современным методам работы с электронными системами, программированию микроконтроллеров и другим аспектам современных технологий
Руководители проекта
Участники проекта 2018 - 2020
  • Деревнина Дарья Сергеевна
    Естественнонаучный профиль
  • Маслюков Всеволод Романович
    Естественнонаучный профиль
  • Христофорова Анна Сергеевна
    Естественнонаучный профиль
  • Раша Ольга Владимировна
    Инженерный профиль
  • Савочкин Андрей Игоревич
    Инженерный профиль
  • Суртаев Владимир Андреевич
    Инженерный профиль
Участники проекта 2019 - 2021
  • Беляева Елена Николаевна
    Естественнонаучный профиль
  • Зыкина Анна Александровна
    Инженерный профиль
  • Рудковская Карина Игоревна
    Естественнонаучный профиль
  • Смовж Илья Николаевич
    Инженерный профиль