Комплексное исследование состояния учащихся

Проект 2019 - 2021

Самочувствие человека - сложный феномен, на который влияет как актуальное физическое состояние индивида, так его личностные особенности. Самочувствие является системой субъективных ощущений, свидетельствующих о той или иной степени физиологической и психологической комфортности и включает в себя как общую качественную характеристику, так и различно локализованные частные переживания. В связи с субъективностью восприятия, понять и оценить свое состояние человеку не так просто, как кажется на первый взгляд. Одно и то же физиологическое состояние может по-разному оцениваться человеком в разные периоды его жизни, а уж тем более неодинаково оно оценивается и осмысляется разными людьми.

В современном мире люди уделяют большое внимание не только своему физическому самочувствию, но и эмоциональному состоянию. Известно, что эти параметры самочувствия человека тесно связаны. В прошлом учебном году наш проект был направлен на исследование влияния эмоционально-личностных факторов на характер взаимосвязи субъективной оценки параметров самочувствия и данных физиологического состояния экспериментальной группы, состоящей из учащихся Университетской гимназии. На данный момент наша деятельность направлена на помощь ученикам посредством проведения тренингов и написания информационных Instagram-постов просветительской направленности, тематика которых отвечала потребностям экспериментальной группы. Работа, проделанная нами, является актуальной, так как от самочувствия учащихся зависит не только успешность их обучения, но и качество жизни, здоровье и дальнейшее определение жизненного пути.

Цели проекта:
В 2019-2020 учебном году изучение характера взаимосвязи субъективной оценки параметров самочувствия и данных физиологического состояния учащихся Гимназии.
В 2020-2021 учебном году в связи с дистанционным форматом обучения, ограничивающим возможности сбора данных, наша работа была переориентирована на решение выявленных у подростковой группы психологических проблем.
Задачи проекта:
  1. Собрать и обработать данные психологических методик;
  2. Использовать полученные данные для подтверждения или опровержения гипотез;
  3. Выявить наиболее распространенные психологические проблемы у учащихся гимназии;
  4. Провести практические психологические занятия (тренинги), направленные на улучшение эмоционально-психологического состояния учащихся Университетской гимназии;
  5. Создать аккаунт в Instagram для дальнейшей публикации постов. Создать логотип аккаунта, разработать дизайн страницы, выбрать тематику публикаций, отвечающую запросам экспериментальной группы;
Результаты проекта
1. В ходе исследования нами были сформулированы и проверены следующие гипотезы:
  • Субъективная оценка уровня стресса связана с объективной оценкой.
Гипотеза была сформулирована нами во время пилотного исследования и опровергнута в 2019-2020 учебном году. Зависимости и совпадений субъективной и объективной оценок уровня стресса, согласно полученным данным, не наблюдается.
  • Уровень физиологического стресса имеет взаимосвязь с продолжительностью сна.
Данные продолжительности сна и уровня стресса были получены при помощи браслетов Healbe. Данная гипотеза была подтверждена нами при помощи построения графиков и диаграмм. Если участники спят более 6 часов, то в большинстве случаев у них наблюдается проявление только низкого стресса.

2. Нами была разработана инфографика с рекомендациями для участников (причины стресса, признаки, способы борьбы со стрессом) (рис. слева)

3. Были сняты два видео в 2019-2020 учебном году, связанные со стрессом. В этих видео мы рассказали, как стресс связан со сном и развенчали ряд мифов. В 2020- 2021 учебном году 6 короткометражных видеороликов на следующие темы: «Колесо баланса”, «Отличная техника борьбы со стрессом», «Метод конспектирования Корнелла”, «Источники счастья», «Эффект Даннинга-Крюгера".

4. Повышение уровня психологической компетентности и улучшение эмоционального состояния гимназистов, принимающих участие в тренингах и подписанных на аккаунт в Instagram.

В ходе ведения Instagram-аккаунта “psy_minis” количество подписчиков достигло отметки свыше 100 человек. “Тренинг на сплочение”, проведенный 31 октября 2020 года в 12.00 по московскому времени, посетили гимназисты из 8, 10 и 11 классов. Координировали действия участников Полина Дервоедова, Полина Лукоянова, Ольга Миронова, а также руководитель проекта - Козырева Надежда Алексеевна. Отзывы были получены преимущественно положительные. Тренинг с применением методик арт-терапии также был оценен учащимися Университетской гимназии в положительном ключе.

Руководители проекта
  • Козырева Надежда Алексеевна
Участники проекта
  • Дервоедова Полина Сергеевна
    Естественнонаучный профиль
  • Миронова Ольга Алексеевна
    Историко-филологический профиль
  • Лукоянова Полина Вадимовна
    Социально-правовой профиль