Современная урбанистика: Воспитательный Дом в Москве - его прошлое, настоящее и будущее

Проект 2019 - 2021

Комплекс зданий Московского Воспитательного дома и прилегающая к ним территория представляют собой «серое пятно» на карте центра Москвы. Эта обширная территория (городское пространство между Москворецкой набережной, ул. Солянка, Устьинским проездом и Китайгородским проездом) на протяжении более 200 лет была недоступна для горожан, т.к. на ней располагались учреждения закрытого типа – Воспитательный дом (интереснейший памятник архитектуры русского классицизма XVIII века и, одновременно, уникальный проект «общественного призрения» и воспитания «нового человека» в духе идеалов европейского Просвещения) и военная Академия Ракетных войск стратегического назначения. В настоящее время по заказу Правительства Москвы идут работы по реставрации зданий бывшего Воспитательного дома и Академии РВСН и реконцепции прилегающей территории. Перед компанией-девелопером поставлена задача вернуть этот комплекс зданий XVIII-XX веков в современную городскую среду.

По сути, учащимся Университетской гимназии МГУ было предложено принять участие в работе над крупным урбанистическим проектом. Урбанистика – относительно молодая и принципиально междисциплинарная отрасль – наглядно демонстрирует потребности современного общества и экономики в слаженном взаимодействии специалистов из разных областей науки и хозяйства.

Проект ориентирован на привлечение Университетской гимназии к МГУ к командной работе по решению крупной урбанистической задачи - редевелопменту здания Воспитательного Дома в Москве.

Участники проекта приобрели опыт поиска, обработки, анализа и систематизации информации, исследовательской работы над конкретной темой, а также практического применения полученных знаний в рамках публичных выступлений и написания научно-популярных статей. Работа над проектом предполагала междисциплинарность, а также сочетание индивидуальной и командной (групповой) работы.

Цель проекта:
Принять участие в реализации урбанистического проекта посредством изучения различных аспектов предложенной темы.
Задачи проекта:
1. Историко-культурный аспект:
  • Собрать, проанализировать и систематизировать историческую информацию об объекте и связанных с ним людях.
  • Подготовить и презентовать (опубликовать) исследовательские и научно-популярные материалы, посвященные Воспитательному Дому в Москве – его прошлому, настоящему и будущему.
2. Социологический аспект:
  • Разработать и провести социологический опрос-исследование относительно вопроса о том, что наши современники знают о редевелопменте и о Воспитательном Доме.
  • Проанализировать общественное восприятие проблемы реконцепции и развития городской территории.
3. PR аспект:
  • Разработать и создать электронный тематический сборник (сайт или раздел сайта) научно-популярных статей о значимых исторических периодах существования Воспитательного Дома в Москве.
Результаты проекта
В начале исследования командой участников предполагалась разработка историко-культурного и PR аспектов: сбор, анализ и систематизация исторической информации о здании Воспитательном Доме, оценка вклада разных исторических личностей в развитие объекта, а также создание электронного тематического сборника статей. Эти задачи участники выполнили в полном объёме. Были рассмотрены следующие темы: деятельность Ивана Ивановича Бецкого и влияние идей французского просвещения на возникновение Воспитательного Дома в Москве, Отечественная война 1812, её влияние на воспитанников учреждения, учебные заведения в рамках Воспитательного Дома, периоды существования в стенах здания Дворца Труда и Академии РВСН им. Петра Великого.
Что касается социологического аспекта, то в планах было проведение масштабного исследования, направленного на анализ общественного мнения относительно реконцепции здания Воспитательного Дома и подобных ему построек с богатым прошлым. Участники проекта запустили работу над исследованием: разработали его инструментарий, составили анкету, собрали данные. Благодаря полученной информации удалось подтвердить две ранее сформулированные гипотезы: наличие низкой осведомленности об истории Воспитательного Дома среди молодёжи и более негативное восприятие редевелопмента жителями крупных городов. В этом году маленькая выборка не позволила сделать более обширные выводы, однако десятиклассники воспользуются накопленным опытом и смогут достичь более конкретных результатов.
В начале работы над проектом также планировалась организация тематической выставки, однако в силу возникших обстоятельств эта задумка будет осуществлена десятиклассниками с использованием собранных выпускниками материалов.
Создан сайт: u.fosterhome.tilda.ws
Руководители проекта
  • Шумилов Иван Сергеевич
Участники проекта