Отраслевой атлас нефтехимии России и СНГ
В условиях экстремально быстро меняющихся экономических и геополитических трендов, государства и человечество сталкивается с новыми вызовами и отраслевыми трансформациями. Производственные цепочки и бизнес-планы по развитию, связанные с инвестиционной деятельностью, операционной оптимизацией и реконструкцией существующих мощностей, становятся не актуальными и требуют верификации и переструктурирования с учетом меняющегося мирового экономического ландшафта.

В связи с жесткой рыночной корректировкой вызванной, в том числе, ковидной эпидемией, многие небольшие производственные перерабатывающие компании постарались сфокусироваться на высокомаржинальных и клиентских продуктах, а те, кто не смог оперативно перестроиться, были вынуждены заморозить свои производства, что привело к перераспределению внутренних сырьевых потоков нефтехимической отрасли и необходимости пересматривать инвестиционный портфель проектов на прогнозом горизонте до 2030 гг.

Работа по Устойчивому Развитию стала не дополнительным трендом нефтехимической отрасли, позволяющим изучить перспективы и адаптировать существующие инструменты под текущие задачи и вызовы, а основным фокусом, который позволит оперативно отреагировать на изменившуюся среду, создать и внедрить инструменты Экономики Замкнутого Цикла, Новой Операционной Модели, создать обучающую среду для требующихся специалистов в связи с появлением лавинного спроса на новые специальности, отсутствующие сейчас в ВУЗах, выработать условия стратегических коллобраций с клиентами, партнерами и бывшими конкурентами. Новые мировые вызовы требуют от всех компаний пересмотра своих границ, планов по стратегическому развитию и открытости для конкурентов, так как с новыми вызовами бороться в одиночку невозможно. Ресурсное обеспечение (человеческий ресурс) и доступ к информации позволит создать устойчиво развивающуюся нефтехимическую отрасль, сформировав инвестиционный цикл на сквозных потоках компаний в конечный продукт, возможный для конкуренции на внешних рынках, и востребованный на внутреннем.

Дополнительным фактором изменений стала перебалансировка мирового рынка потребления продуктов нефтехимии, а именно рынка Китая: ранее сильно дефицитный рынок Китая позволял покрывать локальный низкий спрос по нефтехимическим продуктам на рынке РФ, являясь нетто-импортером, но сейчас эта страна стала самостоятельно удовлетворяет потребности внутреннего потребления (результат агрессивной инвестиционной деятельности в химической и нефтехимической отраслях), а в течение следующих 5 лет выйдет в нетто-экспортеры, что будет очень ощутимо для мирового нефтехимического кластера.

Одной из реализованных подобных синергий стало объединение активов компании ТАИФ и СИБУР, создание нефтехимического кластера, который позволит более эффективно развивать нефтехимию России и Татарстана, а также реагировать на рыночные флуктуации.

В связи со всем вышесказанным работа над проектом позволит структурировать и сформировать отраслевой атлас нефтехимии России и СНГ (фокус на топ 10 компаний отрасли, по необходимости подключение других компаний кластера при наличии свободного/требуемого сырьевого потока для новой продуктовой корзины).

Будут сформированы бизнес-модели выбранных компаний, проанализирована инвестиционная карта (ретроспектива и прогноз), проведены расчет экономической эффективности технологических и производственных переделов. Сделан анализ референс мировых практик.

Университетская гимназия МГУ имеет уникальные возможности для формирования отраслевого атласа на основании взаимодействия с лидерами рынка.

В рамках проектной работы учащиеся разработают концепцию нефтехимического кластера будущего, отвечающего задачам и вызовам текущего времени, на основании стратегического и отраслевого анализа, лучших мировых практик.

Участники проекта смогут стать инициаторами и драйверами создания новой эпохи нефтехимии и кластерного подхода создания производств.

Создание нефтехимического кластера позволит всем учащимся проекта Гимназии развить креативное мышление, структурное мышление, научиться работать с проектными инструментами (agile, smart, swot), сформировать понимание по базовым инструментам инвестиционного анализа и операционного и стратегического маркетинга, участники проекта будут участвовать в переговорах с иностранными экспертами и потенциальными бизнес-заказчиками, смогут оценить возможности своего дальнейшего развития в смежных отраслях нефтехимии и их влиянию на экономический климат РФ и СНГ.

В ходе реализации проекта учащиеся делятся на несколько направлений, в рамках которых изучают отдельные направления деятельности по достижению итоговой цели по созданию атласа (работающая бизнес-модель), после командой интегрируют полученные результаты, проводят оценку полученного результата и делают оценку рисков.
Актуальность проекта
  • Разрозненная, устаревшая и неполная информационная, технологическая и экономическая карта нефтехимической отрасли РФ и СНГ приводит к отсутствию возможности оперативного партнерства в операционной и инвестиционной деятельности. И даже применение инструментов Устойчивого Развития не дает ожидаемого эффекта.
  • Ужесточение рыночной конкуренции на внешних рынках, сложная геополитическая ситуация и экстремально быстро меняющиеся экономические тренды требуют создания внутренних кластеров более устойчивых к внешней среде.
  • Создание устойчивой сквозной бизнес-модели нефтехимической отрасли окажет сильное влияние на экономический рост страны и смежных потребляющих отраслей.
  • Оторванность молодого поколения от вызовов, целей и возможностей компаний производственного сектора.
Основная проблема, решаемая в проекте. Цель проекта
Отсутствие полной производственной и экономической модели производства нефтехимического сектора с детализацией по переделам и трансформацией с учетом планов по развитию, так же макроэкномических предпосылок.


Целью проекта станет создание масштабируемой бизнес-модели нефтехимической отрасли, которую возможно имплементировать в остальные отрасли экономики.
Задачи проекта
  • Создание бизнес модели крупнейших нефтехимических компаний России и СНГ (выбор топ 10 на основании оценки по EBITDA и инвестиционному портфелю). Описание профиля компаний
  • Создание сырьевой и продуктовой корзины выбранных компаний (оценка объемов входящих и исходящих потоков). Оценка эффективного использования сырьевых и продуктовых потоков
  • Техническая оценка работоспособности производств (технологическая карта предприятий, оценка модернизационной необходимости)
  • Оценка инструментов Устойчивого Развития
  • Оценка актуальности продуктовой корзины
  • Оценка рыночной среды (тренды, диверсификация)
  • Изучение регуляторной и сертификационной базы
  • Анализ мировой практики создания нефтехимических кластеров (рынок, экономика, технология, регуляторика, сертификация)
  • Адаптация мировых механизмов на экономику РФ и СНГ
  • Создание технологического дерева переделов и продуктовых групп, на основании изученного материала, определение продуктовых, технологических синергий перспективных для коллобарции нескольких компаний для создания кластерного подхода
  • Отраслевой атлас (модель) со сквозными эффектами
Планируемые результаты проекта
1. Маркетинг и регуляторика
1.1 Оценка отрасли и прогноз ИП
1.2 Рыночная модель
1.3 Операционная модель
1.4 Регуляторная модель
2. Экология и Устойчивое развитие
2.1 Экологические тренды, реализованные мировые инструменты и оценка их эффектов на отрасль
2.2 Инструменты устойчивого развития, алгоритм внедрения - эффект
2.3 Модель устойчивого развития
3. Производство
3.1 Анализ производственных цепочек (ТОП-10)
3.2 Инвестиционный ландшафт
4. Модель атласа по переделам с оценкой перспективных синергий
Учащиеся – участники проекта
10 класс
Математический профиль
2 чел.
Формирование бизнес-проекта отраслевого атласа
Экономический профиль
2 чел.
Экономическая и стратегическая оценка
Социальный профиль
2 чел.
Регуляторная, рыночная оценка
Биологический профиль
1 чел.
Оценка Устойчивого развития
Химический профиль
2 чел.
Технологическая оценка
Команда проекта
  • Ахмадиева Екатерина Александровна
План-график проекта
Ознакомление студентов с теоретической составляющей тематики проекта
Создание теоретической базы для практической реализации проекта
Подготовка концепции и переход к реализации