Литературный музей «Текст и контекст: прошлое сквозь призму современности»
Данный проект призван расширить представления учащихся о русской литературе XIX – XXI вв., об истоках ее формирования и связях с предшествующей литературной традицией, об истории России, и в первую очередь особенностях общественной и культурной жизни России двадцатого – начала двадцать первого века.
Учащиеся получают и развивают навыки музейной, библиографической и исследовательской работы, работы с цифровыми технологиями в области музейной и просветительской деятельности такими как VR и AR, разработка и наполнение контентом Интернет-ресурсов и приложений, расширяют свой эстетический кругозор, получают возможность реализовать свои способности в области литературного творчества, театрального и изобразительного искусства с целью формирования эмоциональной связи с культурно-историческим наследием, являющимся объектом изучения в рамках проекта. Работа над проектом создает условия для организации мастер-классов, которые в рамках литературной и театральной студий проводят известные писатели и литературоведы, представители театрального искусства. Деятельность Дискуссионного клуба в рамках музея способствует как развитию навыков ораторского мастерства, так и расширению социокультурного кругозора гимназистов. Подготовка научных конференций и выступления с научными докладами развивают профессиональные умения учащихся.
Цели проекта
  • Поиск инновационных форм, способствующих преодолению общего кризиса гуманитарного образования;
  • Создание современной модели литературного интерактивного гимназического музея как междисциплинарной формы воспитательной и образовательной работы;
  • Приобщение учащихся к литературному наследию нашей страны через знакомство с историческим, общественным и культурным контекстом изучаемых художественных текстов, их эмоциональное «проживание» и интерпретацию через театральное искусство;
  • Развитие навыков исследовательской, музейной, библиографической работы, работы с цифровыми технологиями в области музейной и просветительской деятельности;
  • Возможность развить навыки литературного творчества.
Образовательные цели проекта
  • Формирование и расширение у гимназистов научных представлений о развитии отечественной и зарубежной гуманитарной науки;
  • Развитие у учащихся навыков работы с текстами разных жанров и направлений с учетом специфики предлагаемого контекста;
  • Развитие творческих способностей учащихся в сфере литературной и театральной деятельности, а также других видов искусства;
  • Формирование и развитие практических навыков научно-исследовательской и научно-организационной работы, литературной правки и редактирования научного художественного и публицистического текста, создание статей и репортажей о жизни гимназии;
  • Формирование практических навыков музейной работы, компьютерного дизайна и работы с технологиями VR и AR;
  • Развитие у учащихся навыков публичной дискуссии
Задачи проекта
  • Формирование и развитие навыков изучения текста в историко-литературном, историко-культурном, историческом контекстах, а также в контексте событий современной жизни
  • Расширение представлений учащихся о литературе 19-21 вв., об истоках ее формирования и художественной преемственности, об особенностях общественной и культурной жизни России второй половины двадцатого – начала двадцать первого века
  • Социокультурное и личностное развитие учащихся посредством культурных практик через занятия в театральной студии проекта, тематически связанной с изучаемыми текстами, что позволяет комплексно развить и актуализировать когнитивные навыки и эмоциональное восприятие во взаимосвязи с навыками критического мышления, гармоничным восприятием окружающего мира и себя как его неотъемлемой части
  • Актуализация знаний, полученных в ходе обучения, в процессе практической деятельности, формирование и развитие навыков профессиональной деятельности в сфере гуманитарных наук
Планируемые результаты проекта
  1. Создание постоянной экспозиции Литературного музея
  2. Участие в работе научной конференций с возможностью дальнейшей публикации доклада
  3. Участие в деятельности театральной студии
  4. Участие в деятельности Дискуссионного клуба
  5. Создание статей для школьной виртуальной энциклопедии
  6. Участие в работе Литературной гостиной:
  • чтение и обсуждение художественных произведений гимназистов на заседаниях Литературной студии, чтение собственных произведений с возможностью последующей публикации
  • участие в мастер-классах, проводимых известными писателями, поэтами и драматургами, а также литературоведами и критиками
Учащиеся – участники проекта
8 -10 класс
Исторический профиль

2 (10 класс) / 2 (8 класс) чел.

Подбор и анализ исторических источников, написание статей для школьной виртуальной энциклопедии
Филологический профиль
2 (10 класс) / 2 (8 класс) чел.
Анализ литературных текстов написание статей для школьной виртуальной энциклопедии
Социальный профиль
1 (10 класс) / 1 (8 класс) чел.
Изучение социального контекста и общественной мысли изучаемой эпохи, написание статей для школьной виртуальной энциклопедии
Инженерный профиль
3 (10 класс) чел.
Разработка цифровой платформы проекта и цифровых решений для музея

Команда проекта
  • Шумилов Иван Сергеевич
    Преподаватель истории Университетской гимназии МГУ
  • Громова Екатерина Юрьевна
    Специалист по театральному искусству
План-график проекта
Ознакомление студентов с теоретической составляющей тематики проекта
Создание теоретической базы для практической реализации проекта
Совмещение данных рабочих групп с целью создания экспозиции музея и сайта литературной энциклопедии «Текст и контекст»