В условиях транзитивности, определяющей современный глобальный контекст, человечество в своем развитии сталкивается с новыми вызовами, носящими не только экологический, социально-экономический, но также этический и социокультурный характер.
Развитие технологий открывает человечеству новые возможности, однако влияет на культурные практики и требует всестороннего анализа с позиций этики. В этой связи синтез технологий и их гуманистического осмысления становится особенно важен.
В 2015 году ООН приняло 17 целей устойчивого развития, призванные трансформировать существующие подходы в области экологии, формирования комфортной городской среды, достижения экономического роста, трансформации модели потребления и производства, равенства и продовольственной безопасности ради преодоления вызовов, связанных с изменением климата и глобальным потеплением.
Однако достижение поставленных целей невозможно лишь посредством усилий национальных правительств, поскольку требует не только трансформации нормативно-правовой базы, но также со-участия в их реализации населения, человечества в целом. В этой связи необходимо изменение поведенческих практик и менталитета, невозможное без осмысления культурно-исторического контекста и креативных индустрий, формирующих личность, что приводит к конвергенции понятий культура и устойчивое развитие.
Важнейшими факторами, формирующими личность являются образование и среда, именно по этой причине культура, транслируемая образованием, и эстетика пространства были столь тесно связаны между собой на протяжении истории человечества. Достаточно вспомнить одного из величайших философов древности Сократа, ведшего беседы со своими учениками во время неспешных прогулок по саду, через которые сообщались не только знания, но и опыт проживания и эмоционального восприятия узнанного в неразрывной связи с природой, формируя гармоничную систему взаимосвязи человека познающего и окружающего мира.
Садово-парковые решения и архитектура с древнейших времен были отражением философских взглядов эпох и отношения человека с природой от гармонии до подчинения последней его безоговорочной воли и гению. Данные отношения находились в тесной взамозависимости с характером производства, общественными отношениями и экономическими моделями, трансформируя вековые ремесленные практики в промышленные индустрии с их критическим влиянием на окружающую среду.
Сегодня в условиях драматических климатических изменений осмысление взаимосвязи среды и образовательных практик для создания образовательной экосистемы через синтез знания и эстетики пространства на основе гармонии и экологии представляется критически важным.