Зеленая школа - гуманитаристика
В условиях транзитивности, определяющей современный глобальный контекст, человечество в своем развитии сталкивается с новыми вызовами, носящими не только экологический, социально-экономический, но также этический и социокультурный характер.
Развитие технологий открывает человечеству новые возможности, однако влияет на культурные практики и требует всестороннего анализа с позиций этики. В этой связи синтез технологий и их гуманистического осмысления становится особенно важен.
В 2015 году ООН приняло 17 целей устойчивого развития, призванные трансформировать существующие подходы в области экологии, формирования комфортной городской среды, достижения экономического роста, трансформации модели потребления и производства, равенства и продовольственной безопасности ради преодоления вызовов, связанных с изменением климата и глобальным потеплением.

Однако достижение поставленных целей невозможно лишь посредством усилий национальных правительств, поскольку требует не только трансформации нормативно-правовой базы, но также со-участия в их реализации населения, человечества в целом. В этой связи необходимо изменение поведенческих практик и менталитета, невозможное без осмысления культурно-исторического контекста и креативных индустрий, формирующих личность, что приводит к конвергенции понятий культура и устойчивое развитие.

Важнейшими факторами, формирующими личность являются образование и среда, именно по этой причине культура, транслируемая образованием, и эстетика пространства были столь тесно связаны между собой на протяжении истории человечества. Достаточно вспомнить одного из величайших философов древности Сократа, ведшего беседы со своими учениками во время неспешных прогулок по саду, через которые сообщались не только знания, но и опыт проживания и эмоционального восприятия узнанного в неразрывной связи с природой, формируя гармоничную систему взаимосвязи человека познающего и окружающего мира.

Садово-парковые решения и архитектура с древнейших времен были отражением философских взглядов эпох и отношения человека с природой от гармонии до подчинения последней его безоговорочной воли и гению. Данные отношения находились в тесной взамозависимости с характером производства, общественными отношениями и экономическими моделями, трансформируя вековые ремесленные практики в промышленные индустрии с их критическим влиянием на окружающую среду.

Сегодня в условиях драматических климатических изменений осмысление взаимосвязи среды и образовательных практик для создания образовательной экосистемы через синтез знания и эстетики пространства на основе гармонии и экологии представляется критически важным.
Цели проекта
Создание жизненной среды Гимназии, интегрированной в образовательное пространство и практики для формирования уникальной экосистемы через конвергенцию знания, эстетики и экологии с целью воспитания гармонично развитой личности, ценящей гуманистические идеалы, знание и красоту.
Задачи проекта
Перечень задач проекта в порядке их выполнения:
  • Изучение и анализ целей устойчивого развития ООН в части развития образования, экологии и городских пространств, культурных практик и бережливого потребления
  • Изучение исторических образцов садово-паркового искусства как примеров формирования гармоничной жизненной среды во взаимосвязи с философскими течениями, историческим и культурным контекстом с целью выработки концепций зонирования пространства Университетской гимназии. Изучение учащимися специфики темы для своего региона
  • Практическое и теоретическое изучение традиционных ремесленных практик и видов искусства в историческом, искусствоведческом и экологическом аспектах, в аспектах их взаимосвязи с экономическими моделями и социальными отношениями. Изучение учащимися специфики темы для своего региона
  • Разработка моделей устойчивого потребления для учащихся Университетской гимназии
Планируемые результаты проекта
Выработка концепции в формате пояснительной записки и 3D-макета
Учащиеся – участники проекта
8 - 10 классы
Исторический профиль
2 чел.
Изучение исторических образцов садово-паркового искусства как примеров формирования гармоничной жизненной среды во взаимосвязи с философскими течениями, историческим и культурным контекстом с целью выработки концепций зонирования пространства Университетской гимназии. Практическое и теоретическое изучение традиционных ремесленных практик и видов искусства в историческом, искусствоведческом и экологическом аспектах
Экономический профиль
2 чел.
Изучение и анализ 17 целей устойчивого развития с целью выработки рекомендаций для учета в концепции. Разработка моделей устойчивого потребления для учащихся Университетской гимназии. Практическое и теоретическое изучение традиционных ремесленных практик и видов искусства в экономическом аспекте их применения
Социальный профиль
2 чел.
Изучение и анализ 17 целей устойчивого развития с целью выработки рекомендаций для учета в концепции. Практическое и теоретическое изучение традиционных ремесленных практик и видов искусства в аспекте их взаимосвязи с социальным контекстом. Изучение влияния пространства на социальный контекст. Выработка рекомендаций для учета результатов исследования при составлении концепции
Биологический профиль
3 чел.
Математический профиль
2 чел.
Разработка визуализации проекта
Команда проекта
  • Ландшафтный архитектор Ботанического сада МГУ «Аптекарский огород»
  • Заместитель директора Ботанического Сада МГУ «Аптекарский Огород», кандидат биологических наук
  • Куратор коллекций тропических растений, младший научный сотрудник
  • Куратор коллекций растений умеренного климата, младший научный сотрудник, кандидат биологических наук
  • Морозов Ярослав Андреевич
    Куратор коллекций суккулентных растений
  • Исаев Сергей Сергеевич
    Куратор коллекций субтропических растений и коллекции растений семейства
    орхидные
  • Куратор коллекций субтропических растений, младший научный сотрудник
  • Куратор коллекций растений областей с климатом средиземноморского типа,
    младший научный сотрудник
  • Ведущий агроном, кандидат сельскохозяйственных наук
  • Руководитель лаборатории микроклонального размножения растений, кандидат биологических наук
План-график проекта
Ознакомление студентов с теоретической составляющей тематики проекта
Создание теоретической базы для практической реализации проекта
Подготовка концепции и переход к реализации