Коренной перелом в Великой Отечественной войне глазами студентов и сотрудников МГУ
Победа в Великой Отечественной войне является наиболее значимым событием новейшей российской истории, без преувеличения объединяющим все население Российской Федерации и постсоветского пространства общей радостью и скорбью. Образ и значение этого дня не утратили своего символического смысла с трансформацией политической системы и общественных отношений, уходом советской идеологии. Защита Родины для каждого участника той Войны была глубоко личным и сокровенным актом мужества и самопожертвования. Что и почему поднимало в смертельный бой участников Великой Отечественной войны, с чего начиналась для них Родина, за которую они шли умирать, каким было для них то личностное, экзистенциальное значение этого понятия, в котором - и семья, и родной дом, родной край, и страна в целом? У каждого из них были общие и личные смыслы, знание и понимание которых так важно для воспитания подрастающего поколения, сохранения эмоциональной и культурной связи с прошлым своей страны. Учащиеся 8-го класса Университетской гимназии, начиная свой гимназический путь, становятся частью корпорации Московского университета. Приобщение к истории и традициям МГУ становится частью их воспитания и постижения наук. Многие студенты и преподаватели, выпускники, будущие студенты и большие ученые, питомцы Московского университета, прошли дорогами Войны. В память о тех, кто так и не вернулся обратно, на территории МГУ стоит памятник, на факультетах установлены мемориальные стелы, память о героях Войны хранится сотрудниками комнат боевой славы.
Восстановить в исторических, аутентичных цветах, архивные снимки довоенного и военного времени, связанные с историей университетской корпорации времен Великой Отечественной войны;
При помощи различных аналитических методов от сравнительно-исторического до семантического анализа выявить и структурировать образ сражений переломного 1943 года и образ Родины в представлениях о Войне фронтовиков Московского университета.
Задачи проекта
Сбор и систематизация исторической информации;
Анализ исторических источников сравнительно-историческим методом; структуралистским методом; анализ источников в лингвистическом аспекте для понимания психологии авторов; деление источника на смысловые части;
Выделение необходимых смысловых фрагментов для семантического анализа;
Сбор и систематизация информации о визуальных и цветовых образах периода Великой Отечественной войны;
Разработка и создание нейросети для колоризации фотоснимков;
Разработка сайта проекта;
Представление образа мест сражений и образа Родины во фронтовых письмах и нарративах (мемуарах, интервью и тд) фронтовиков Московского университета в виде семантической карты, проведение семантического анализа при помощи программных решений, визуализация посредством семантических графов.
Планируемые результаты проекта
Написание научной статьи,
Разработка и создание интернет-сайта, посвященного членам Университетской корпорации МГУ, участвовавших в Великой Отечественной войне с публикацией колоризованного фото-архива и данных исследования,
Участие в проведение мероприятия по проекту, приуроченного ко Дню Победы, совместно с Историческим факультетом МГУ.
анализ исторических источников сравнительно-историческим методом;
структуралистским методом;
анализ источников в лингвистическом аспекте для понимания психологии авторов;
деление источника на смысловые части;
выделение необходимых смысловых фрагментов для семантического анализа;
сбор и систематизация информации о визуальных и цветовых образах периода Великой Отечественной войны;
написание справочных статей для сайта.
Экономико-математический профиль
3 чел.
разработка и создание нейросети для колоризации фотоснимков;
разработка сайта проекта;
представление образа мест сражений и Родины во фронтовых письмах и нарративах (мемуарах, интервью и тд) фронтовиков Московского университета в виде семантической карты, проведение семантического анализа при помощи программных решений, визуализация посредством семантических графов.
Команда проекта
Шумилов Иван Сергеевич
Наседкин Егор Николаевич
Кандидат исторических наук
Консультанты учителя-предметники Университетской гимназии МГУ и привлеченные эксперты от факультетов МГУ