„Кто хочет — ищет возможности, кто не хочет — ищет причину." — Сократ
Об опыте проектной деятельности в Университетской гимназии МГУ им. М.В. Ломоносова
- на проектную деятельность возлагаются такие большие надежды в связи с особенностями текущего состояния общества и перспективами его развития в средне- и долгосрочной перспективе.
- во главу угла проектной деятельности гимназистов поставлено исследование, которое может реализовываться как в рамках научно-исследовательского проекта, так и на базе проекта инновационного, но с обязательным исследовательским этапом.
Об опыте проектной деятельности в Университетской гимназии МГУ им. М.В. Ломоносова
рассказывает Александр Кириллович Гладилин, заместитель директора гимназии по учебно-воспитательной работе.

Проектная работа является одним из основных образовательных направлений Университетской гимназии МГУ имени М.В. Ломоносова.
Еще на стадии проектирования учебного заведения был сформулирован тезис о главенствующей роли данного вида деятельности, вокруг которой выстроены все прочие образовательные активности, включая изучение предметов на уроках.

На проектную деятельность возлагаются такие большие надежды в связи с особенностями текущего состояния общества и перспективами его развития в средне- и долгосрочной перспективе. Сейчас не представляется реалистичным и принципиально возможным получить в школе такой багаж знаний, которого хватит на профессиональную деятельность в течение всей жизни. Соответственно, средняя школа должна закладывать и развивать у обучающихся умение формировать запрос на приобретение новых данных, прививать вкус к непрерывной учебе и формировать у ребят навыки эффективного повышения уровня компетенций. Другой важной особенностью настоящего времени является легкий доступ к огромному объему информации, причем не всегда верифицированной.

В связи с вышесказанным учебные программы в эпоху информационного общества должны решать задачи развития навыков критического мышления, коммуникации, творческой изобретательности, способности к выстраиванию межличностных отношений. В этих условиях школьное образование должно формировать у обучающихся, наряду с традиционным, дополнительный набор компетенций XXI века, к которым следует отнести навыки критического мышления, решения сложных задач и межличностной коммуникации. Приобрести и развить указанные компетенции возможно в рамках проектной деятельности, в основе которой лежит коллективное решение сложных задач, необходимость работать в команде и грамотно распределять роли участников для достижения лучшего результата на каждом этапе проекта.

Педагогический коллектив исходит из того, что проектная деятельность в рамках среднего общего образования – это, безусловно, вид учебной работы, который, однако, предполагает получение конкретного, осязаемого результата, который может быть презентован, другим учащимся, преподавателям, экспертному сообществу. Наряду с бизнес-партнерами МГУ, инициаторами и «заказчиками» проектов выступают факультеты и научно-исследовательские институты МГУ и РАН. Если проект запускается бизнес-заказчиком, к реализации обязательно привлекаются представители как минимум одного структурного подразделения Московского университета. Таким образом, проектная деятельность, являясь одним из самых мощных способов профессиональной ориентации обучающихся, позволяет ребятам погрузиться в реальную жизнь факультетов. Следует подчеркнуть, что во главу угла проектной деятельности гимназистов поставлено исследование, которое может реализовываться как в рамках научно-исследовательского проекта, так и на базе проекта инновационного, но с обязательным исследовательским этапом.

В Университетской гимназии обучаются ребята, тяготеющие к самым разных научным направлениям и предметным областям, включая математику, инженерию, естественные, гуманитарные и социальные науки. Учитывая разнообразие интересов гимназистов, в рамках проектной деятельности им предлагаются два основных типа проектов: инновационные и образовательные.

Университетская гимназия предоставляет ребятам уникальную возможность, еще будучи школьниками, приобщиться к исследованиям, проводимым ведущими учеными и педагогами Московского университета, и влиться в коллектив ведущих российских компаний, познать их корпоративные ценности и организацию бизнес-процессов.
С 2016 по 2021 год в проектную деятельность в Гимназии были вовлечены следующие факультеты МГУ: механико-математический, вычислительной математики и кибернетики, физический, химический, наук о материалах, биологический, экономический, филологический, исторический, психологический, журналистики, политологии, глобальных процессов, московская школа экономики, космических исследований, фундаментальной физико-химической инженерии, фундаментальной медицины, почвоведения, геологический.

По окончании двухлетнего периода реализации проекта гимназисты полностью понимают специфику образования и научных исследований на выбранном факультете МГУ. В результате, ребята с первого курса приходят в лаборатории, где они, будучи гимназистами, выполняли проект, для продолжения научных исследований.

Серьезное отношение Университетской гимназии к проектной деятельности позволило обучающимся достойно представлять результаты исследований на различных отечественных и международных конференциях, включая «Чтения Вернадского», «ПроеКТОриЯ», «Ученые будущего», финал международного конкурса «ISEF», секции конференции «Ломоносов», проводимые на разных факультетах МГУ, «Курчатовские чтения», Кванториаду, «Taiwan International Science Fair» и многие другие. Немаловажным является тот факт, что с 2021 года международные «Чтения Вернадского» стали домашней конференцией Университетской гимназии. Это как раз та площадка, на которой проходит обсуждение актуальных вопросов и реализуется продвижение лучших практик проектной и научно-исследовательской деятельности школьников.

Таким образом, педагогическим коллективом Университетской гимназии накоплен богатый опыт осуществления проектной и научно-исследовательской деятельности. Следует подчеркнуть, что все проекты, реализованные до сих пор, были выполнены в стенах самой Гимназии, в факультетских лабораториях или на предприятиях компаний-партнеров МГУ.
Для перехода на новую ступень развития проектной деятельности коллектив Гимназии считает важным расширение спектра взаимодействия с внешними партнерами, укрепления связей, способствующих взаимному методологическому обогащению, включение в проекты полевых периодов и экспедиций.
Если после знакомства с сайтом у вас возникло желание познакомиться ближе с Гимназией и богатым опытом - будем Вам искренне рады!
Почему важно делать проект в гимназии?
Мы создаём возможности для раскрытия потенциала
  • Лаборатории и мастерские
    Мастерские: прототипирования, живописи, графики, гончарная; химические, физические, биологические лаборатории, оснащённые самым совремненным оборудованием
  • Поддерживающие модули
    Для знакомства с предметной областью проекта руководители проектов разрабатывают специальные курсы и практические занятия, приглашают ведущих экспертов из отрасли
  • Партнёры
    Среди партнёров - ПАО «НК «Роснефть», ПАО «СИБУР Холдинг», АО "Газпромбанк", ГК «Ростех», ГК "Роскосмос", РФПИ и др. Сотрудники компаний часто выступают с проектными предложениями, помогают участникам с ресурсной базой, реализуют программы наставничества (выбор программы высшего образования с прицелом на трудоустройство в компании)
  • Востребованность результатов
    Итоги проектов представляются на конференциях, публикуются в научных журналах и используются в реальных производственных цепочках