Экспериментальная биология развития и экология электромагнитных полей
2022-2023
Биология развития – многогранная наука. Можно подходить к биологии развития через молекулярную и клеточную биологию, изучая роль транскрипционных факторов в направленной дифференцировке стволовых клеток. Можно через зоологию и экологию, рассматривая доли нормального и аномального развития в популяции бесхвостых амфибий, вблизи промышленного производства. И даже через биофизику и медицину, разрабатывая методики неинвазивной коррекции и оценки качества гамет. Так или иначе важно понимать, что всё это – связанные элементы целой науки, с которой нам и предстоит соприкоснуться.

В данном проекте планируется изучение электромагнитных факторов среды (неионезирующей части спектра) на процессы развития и регенерации животных. Можно выделить две основные практически значимые задачи, растущие из фундаментального базиса этой научной проблемы: экологическую и медико-биотехнологическую. Экологическая состоит в изучении действия комбинаций естественного и антропогенного электромагнитного фона на биологические системы в определённой локации. В случае медицины и биотехнологии мы подбираем условия, применяемые к живому объекту, для получения желаемого результата. Модельными объектами в нашем проекте будут выступать преимущественно водные животные – плоские черви, рыбы и амфибии. Итогом работы над проектом должны стать фундаментальные знания о природе действия электромагнитных полей и излучений, которые можно будет применить в перечисленных выше практических областях
Основная проблема, решаемая в проекте. Цели проекта
Изучение модельных объектов и воздействия факторов внешней среды для получения общего представления о развитии и регенерации.
Задачи проекта
  • Изучить эмбриональное развитие амфибий в качестве биотеста.

  • Изучить дифференциацию и клеточный цикл на пигментной системе шпорцевой лягушки.

  • Сравнить регенерационные процессы амфибий и млекопитающих.

  • Изучить регенерационные процессы планарий под воздействием электромагнитных факторов.
  • Разработать  просветительские и популяризаторские материалы, создать учебные пособия и курсы
  • Реализовать в виде художественной деятельности фотосъёмку, звукозапись и анимацию исследуемых объектов, а также исследовать в качестве научно-просветительской базы предметы культурно-исторического наследия
План-график проекта
Введение в теорию и практику проекта (осень 2021)
Проведение экспериментов (осень- зима- весна 2021)
Полевая практика (весна-лето 2022)
Промежуточный анализ результатов, коррекция планов, подготовка отчёта по первому году (лето-осень 2022)

Планируемые результаты проекта

  1. Фундаментальные сведения, касающиеся воздействия электромагнитных полей и излучений на живые объекты, выступления на конференциях, публикация статей в научных изданиях.
  2. Методические рекомендации в области экологии, медицины и биотехнологии, учебные пособия, учебные курсы.
  3. Продукт экспериментального научного творчества в виде: биологических рисунков, фотосъемки, видео-, звукозаписи, цифровых изображений.
  4. Образцы установок для содержания водных животных и экспериментов с ними
Великанов Александр Николаевич
Кандидат биологических наук, МГУ им. М. В. Ломоносова, Биологический факультет, м.н.с.; Факультет фундаментальной медицины, ведущий инженер
Научный руководитель
Участники проекта
  • Виноградова Полина
    Ученица 8 хим-био
  • Головенко Арина
    Ученица 8 хим-био
  • Фомина Маргарита
    Ученица 10 Био
  • Жоглик Елена
    Ученица 10 Био
  • Степанович Мария
    Ученица 8 хим-био
  • Ульянова Ульяна
    Ученица 8 хим-био
Учащиеся – участники проекта
8-10 класс
Биологи (эмбриологи, биохимики, биофизики)
2 - 4 чел.
Проведение экспериментов с биологическими объектами, разработка методик и рекомендаций
Инженеры (конструкторы, программисты)
2 - 3 чел.
Конструкторская разработка и сборка «умного аквариума», стендов для культивации и проведения экспериментов
Команда проекта
Конкурсы и конференции