Мобильный робот - собиратель
с возможностью обучения (на основе нейронных сетей)
Наш проект посвящён созданию робота для уборки мусора среднего размера: бутылок, банок, фантиков.

В современном мире защите окружающей среды и заботе об экологии выделяется далеко не последнее место, и не напрасно: с каждым годом количество потребляемых человечеством ресурсов растёт, растёт и количество производимых отходов. Некоторые из них возможно переработать, но некоторые обречены на то, чтобы оказаться на свалке. Более того, часто можно увидеть такую картину: улицы, парки и скверы, покрытые упаковками, стаканчиками и бутылками. Таким образом, существует проблема засорения общественных мест.

Эту проблему можно решать многими способами, например, проведением мероприятий, в рамках которых добровольцы очищают общественные места. Убирать мусор могут не только сами люди, но и создаваемые ими помощники – роботы.

Стоит отметить значительное развитие в области создания промышленных роботов, однако они работают в достаточно детерминированных условиях, в отличии от сервисных, к которым относится и наш. Последние должны взаимодействовать с людьми, перемещаться по неровной поверхности, что значительно осложняет их создание как в части программирования, так и конструирования.

Задачи
Наш проект мы разделили на два больших этапа:
  1. 10 класс: разработка виртуальной модели робота, которая будет в состоянии собирать виртуальные модели мусора.
  2. 11 класс: изготовление прототипа с учетом выводов этапа 1.

У плана на 10 класс было несколько подзадач.
1. Конструирование робота
  • Конструирование платформы робота
  • Конструирование схвата робота
  • Создание компьютерной модели робота
2. Разработка системы управления робота
  • Реализация навыков робота:
  1. Выбрать точку обзора и ехать к ней.
  2. Вращение робота для поиска мусора.
  3. Подъехать к мусору и остановиться перед ним.
  4. Захват мусора.
  5. Вернуться на базу.
  • Реализация алгоритма сбора мусора на основе этих навыков
Наши результаты
План на 10 класс был выполнен
Приобретённые знания и навыки
· Виртуальные машины
· Установка и работа с операционной системой Linux
· Операционная система ROS и входящие в её состав средства разработки
· Физический симулятор Gazebo
· Работа с удалёнными репозиториями системы контроля версий GIT
· Языки программирования C/C++, Python
· Многопоточное программирование
· Конечные автоматы
· Алгоритмы на графах
· Работа в САПР КОМПАС-3D, Blender
Ссылки на ресурсы
Ссылки на отчеты участников
Выводы
  • Проектирование собственной платформы слишком затратно по времени и ресурсам. Выгоднее закупить готовую универсальную платформу, которая работает из коробки.
  • Необходимо совершенствование устройства для захвата мусора. Должны быть учтены доступные технологии изготовления, способ крепления к платформе, наличие приводов.
  • Система управления дожна быть настроена согласно параметрам робота, требуется улучшение алгоритмов в плане быстродействия.
Участники проекта
  • Гривин Никита
    Занимался разработкой программы поиска мусора на изображении с камеры
  • Медведев Сергей
    Разработал виртуальный полигон с мусором для проведения на нём испытаний робота, реализовал логику поведения робота
  • Докудин Никита
    Сконструировал схват робота
  • Серебряков Семён
    Разработал плагин для физического симулятора, моделирующий приводы схвата робота, создал графический интерфейс для ручного управления роботом
  • Иванов Вячеслав
    Создал алгоритм осмотра полигона на предмет мусора
  • Верлевский Максим
    Разработал алгоритм подъезда и захвата мусора
  • Ямбаев Вадим
    Сконструировал модель платформы робота
Руководители

Злобин Дмитрий Васильевич, аспирант

кафедра НДСиПУ ВМК МГУ им. М.В. Ломносова

Гончаров Олег Игоревич, к. ф.-м. н., доцент

кафедра НДСиПУ ВМК МГУ им. М.В. Ломоносова