Зелёная школа:
ландшафтное проектирование
Цицерон писал: «Если у тебя есть сад и библиотека, то у тебя есть все, что тебе нужно».
Наша команда занимается очень интересным и нужным делом – разрабатывает проект сада на территории Университетской гимназии. Этот сад должен быть частью университетской среды, выполнять эстетические задачи, стать местом для группового и индивидуального отдыха, уникальной особенностью нашей гимназии. В саду можно проводить эксперименты и исследования, занятия, клубные мероприятия, встречать гостей.
Цель нашего проекта

Показать необходимость создания зеленой среды при учебных заведениях, в частности при гимназии МГУ им. Ломоносова.
Создать комфортную жизненную среду гимназии, интегрированную в образовательное пространство, сформировать уникальную экосистему для воспитания гармонично развитой личности.


О проекте
В связи с многозадачностью, широтой и глубиной темы к работе могут быть привлечены учащиеся любых профилей при условии их интереса к теме проекта, чтобы заниматься: разработкой концепции, подбором растений, 3D моделированием, созданием ландшафтных композиций и уходом за садом.
Задачи проекта
Исследование состояния территории гимназии МГУ
Исследование с точки зрения истории, геодезии, экологии, климатологии, почвоведения, геоботаники
Изучение методов создания природных сообществ в городах
Изучение мирового опыта по сохранению природных сообществ, поддержания биоразнообразия, создания комфортной среды для человека. Проанализировать обустройство внешней среды лучших вузов мира и России. Сравнить вузы и школы по наличию качественного ландшафтного пространства
Подбор растений
Подбор растений для посадки на территории гимназии, составление из них композиций, групп с учетом их биологических особенностей, габаритов, скорости роста, требований к почве, увлажнению, освещенности.
Построение 3D-модели сада крыше
Представить проект-концепцию благоустройства территории Университетской гимназии МГУ им. Ломоносова.
Проектирование сада на крыше, составление дендроплана, разработка вэб-страницы проекта
Проектирование сада, работа с анализом стоимости предметов ландшафтного дизайна, блог
Храмцовский Артём
Моргулец Мария
Наша команда
Колосова Ксения
Сбор материала, фотографирование, подготовка презентации проекта команды
Руководитель проекта
Чижова Светлана Леонидовна
Кандидат биологических наук,
выпускник факультета почвоведения МГУ, руководитель компании "Ландшафтное искусство" и питомника "Салтыково"
Изучение теории
Усвоение учащимися основ почвоведения, геоботаники, истории ландшафтной архитектуры, ландшафтного проектирования
Лекции, самостоятельная работа, экскурсии, дискуссии о
современных взглядах на организацию пространства в городах
Ознакомление с задачами
Создание актуального плана гимназии с нанесением зданий, мощения, газонов, посадок, коммуникаций
Исследование территории
План-график проекта
1
2
3
4
Создать проект зонирования, посадок деревьев, кустарников, многолетних травянистых растений для повышения биоразнообразия, устойчивости системы и эстетической привлекательности
Разработка концепции развития территории
Мы в ВК
Сад на крыше
Особое внимание следует уделить крыше нашей школы. Её большая площадь никак не эксплуатируется. В будущем нам бы хотелось видеть вместо пустующих окон место, где гимназист сможет провести своё время с пользой и на свежем воздухе. Для этого, мы и создали модель сада на крыше.
Если посчитать, то есть 6 сооружений, предназначенных для разных видов эксплуатации. Мы долго думали над тем, как разделить крышу на несколько частей и что эти части должны из себя представлять. Сначала пришла идея зонировать всю крышу на объекты, соответствующие какому-то классу в гимназии. Например, планировалось создать сад математика, где стояли бы огромные шахматы или сад историка, где находилась бы статуя одного из греческих философов. Но мы отказались от этой идеи, выбрав версию, которая устраивала бы большинство гимназистов. Проблема реализации идеи
зонирования заключалась в том, что не у каждого направления найдутся элементы, отражающие принадлежность к конкретной науке, которые смогли бы мы отразить в ландшафтном искусстве. Сперва рассмотрим такую часть нашей зеленой крыши как “Японский сад”. Мы назвали эту зону так, потому что японский сад — это отражение гармонии, плавные линии и дорожка из пеностекла, символизирующая воду. Изогнутый мостик, как в настоящих японских садах. Масса конструкции - 2521 кг
Спортивная терраса прилегает к спортивному блоку. Выход из него ведет как раз к ней. Спортивная терраса имеет площадь около 137 и массу, согласно расчетам, 7073 кг. Объект имеет крышу, наклоненную под углом. Она нужна для того, чтобы даже в дождливую погоду гимназист мог поддерживать свое физическое состояние и для того, чтобы зеленая крыша не накапливала больше осадков, чем надо.

Спортивная терраса
Далее рассмотрим сцену, место для публичных выступлений, для ведения урока на свежем воздухе и просто место для общения. Она имеет форму двух соединенных шестиугольников: сторона большего - 7 метров, меньшего - 5,4. К ней примыкают шестиугольные объекты, предназначенные для сидения и выращивания растений. Полная площадь поверхности = 189.5 м2, масса сцены вместе с шестиугольными сидениями - 4246,3 кг.
Что в итоге?
Крыша имеет большую площадь – около 3600 м2. Озеленив около 22% мы сможем частично увеличить теплоёмкость поверхности и как следствие гимназия сможет сэкономить средства на отопление зимой и на кондиционирование летом. Так же сад на крыше улучшает чистоту воздуха, задерживая на кустах частички пыли. Но это ощутимо уже, если такие же сады появятся и на других корпусах МГУ. При учете нагрузок и растительного материала мы рассматривали экстенсивное озеленение, которое не требует вмешательства человека. Крыша станет нести нагрузку почти на 110 тонн меньше.
Солнечный сад
Важную часть на территории гимназии составляет обширная площадка на юго-западе. Это пространство, как и подавляющая часть пространства, никак не обустроено. Именно поэтому важно создать на этом месте сад.
На территории гимназии Солнечный сад закрашен желтым цветом. В ходе создания проекта сада, основываясь на опыте посещаемых садов и насмотренности, было использовано несколько ландшафтных приемов: пошаговые дорожки, фитопластика, создание арт-объектов, отсутствие газона. Важный элемент в саду — это каменная пошаговая дорожка. Она также вписывается в концепцию природности из-за неровностей, изгибов, неправильных, то есть нерегулярных видов. Стоит отметить, что подобный приём используется в японских садах.
На плане белым закрашена территория, на которой нет технических систем и на которой можно сажать крупные деревья или ставить тяжелые сооружения. Голубым обозначена земля, на которой можно сажать кустарники либо устанавливать легкие конструкции. Заштрихованы области, на которых ничего нельзя сажать, возможно лишь установление легких дорожек. Как видно, наш проект учел все особенности местности и расположил объекты таким образом, чтобы они не задевали коммуникации.

Партнёры
Компания "Ландшафтное искусство"
Компания "Sayan group"
Аптекарский огород
Музей-усадьба "Поленово"
Японский сад в парке "Welna"
Ботанический сад МГУ
Парк "Зарядье" и арт-пространство "ГЭС-2"
Агрохолдинг "ПОИСК"