Биоакустика – наука о звуковой коммуникации животных. Будучи наукой молодой (чуть более полувека), она предоставляет огромный выбор тем для исследований: задачи, получившие свои решения на одних объектах, ждут новых результатов, полученных на других. Поэтому новое знание, появившееся в процессе научной работы, осуществляемой исследователями-школьниками, может с большой вероятностью иметь по-настоящему научную ценность. Кроме того, находясь на стыке двух наук, биоакустика ценна и с точки зрения образования. Участвуя в проекте, школьники получат интегрированные знания из разных дисциплин.
Основная проблема, решаемая в проекте
Цель проекта: получить представление о проблемах, методах и результатах биоакустических исследований и получить новое научное знание в этой области.
Задачи проекта
Узнать о параметрах звуковых волн, способах визуализации звука
Познакомиться с методами записи и анализа звука в прошлом и в настоящее время
Изучить разнообразие вокальных систем позвоночных, их анатомические особенности и способы звукопродукции
Узнать об основных подходах к изучению коммуникации животных и об аспектах прикладной биоакустики
Познакомиться с особенностями хранения и использования звуковой информации (экскурсия в Фонотеку голосов животных Вепринцева в Пущино)
Познакомиться с лабораторными акустическими исследованиями мелких грызунов (экскурсия в Институт высшей нервной деятельности)
Познакомиться со студийным звукозаписывающим оборудованием
Исследовать параметры собственного голоса
Приобрести навык чтения научной литературы на русском и английских языках
Научиться пользоваться звукозаписывающей техникой в полевых и студийных условиях, создавать записи звуков хорошего качества
Научиться визуализировать звуки и измерять звуковые параметры в специальных программах
Познакомиться с основами статистических методов анализа звуковых параметров
Научиться представлять результаты измерений и анализа в форме статей и докладов
Планируемые результаты проекта
Написание и защита исследовательской работы по теме «Структура песни и вокальный репертуар варакушки (Luscinia svecica)»
Учащиеся – участники проекта
8 класс
Естественнонаучный профиль
4-5 чел.
Сбор, обработка и представление материалов исследований