арктический рейс 2022
Проект "Плавучая школа"
Развитие Арктики обусловлено и неотделимо от развития Северного морского пути, который будучи взят в качестве объекта исследования, может органично интегрировать множество задач в рамках проектной деятельности школьников в области экологии, биологии, химии, юриспруденции и истории, будучи рассмотренным в ретроспективе через изучение многочисленных морских экспедиций в Арктику выдающихся первооткрывателей прошлого.

Включение длительной экспедиции «Плавучая школа» как главного этапа работы над проектом позволит вывести исследовательскую деятельность ребят на новый уровень, и, наряду с решением задач, актуальных для общества, позволит им приобрести уникальный опыт странствий и открытий, что, безусловно, заложит прочный фундамент их будущих научных достижений и инженерных прорывов.
Проекты Университетской гимназии - потенциальные участники рейса 2022
Готовим исследователей для России
  • Мониторинг микропластика
    Цель проекта - оценить содержание микропластика в водах Баренцева моря и качество биоплёнок, формирующихся на его поверхности.
    Инициатор проекта - кафедра Гидробиологии Биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
  • Изучение шельфа Печорского моря
    Цель проекта - проведение электромагнитных зондирований для изучения геоэлектрического разреза шельфа Печорского моря.
    Работы будут выполняться по технологии зондирований становлением поля в ближней зоне электромагнитного диполя (ЗСБ).
    Инициатор проекта - кафедра геокриологии геологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
  • Разработка системы мониторинга погоды для Крайнего Севера на основе мобильного комплекса приёма спутниковых данных
    Для сопровождения деятельности в условия крайнего севера, в частности, для безопасного и устойчивого судоходства в Арктике, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и обеспечения готовности к поисково-спасательным операциям и реагирования необходимо разрабатывать региональные решения для повышения качества и доступности метеорологической и климатической информации.
    Целью проекта является разработка мобильного комплекса приёма данных с полярноорбитальных метеорологических спутников и тестирование его работы в условиях рейса.
  • Гуманитарный проект
    Цель проекта вар.1 - Исследование правового статуса Арктики и его влияние на развитие Северного морского пути;
    Цель проекта вар.2 - Изучение истории экспедиций в регион российских путешественников и исследователей, маршруты которых частично совпадают с маршрутом проектной группы на исследовательском судне, и донесение результатов исследования в наиболее доступном и интерактивном формате до подростковой аудитории через VR-визуализацию и сайт с целью приобщения молодежи к историческому наследию.
  • Микробный препарат для ликвидации загрязнения акваторий нефтепродуктами
    В ходе экспедиции предполагается провести отбор проб воды и материала береговой линии, фиксацию проб и первичный анализ на судне. В дальнейшем в лаборатории в Москве будет выполнен анализ разнообразия углеводородокисляющих микроорганизмов и дана прогнозная оценка убыли углеводородов в естественной среде Арктики. Микроорганизмы с высокой углеводородокисляющей активностью будут депонированы в международную коллекцию микроорганизмов и запатентованы.
Проект "Плавучая школа" в партнёрстве Университетской гимназии МГУ М.В. Ломоносова, МГУ им. М.В. Ломоносова и Института Океанологии им. П.П. Ширшова
Развитие Арктики обусловлено и неотделимо от развития Северного морского пути, который будучи взят в качестве объекта исследования, может органично интегрировать множество задач в рамках проектной деятельности школьников в области экологии, биологии, химии, юриспруденции и истории, будучи рассмотренным в ретроспективе через изучение многочисленных морских экспедиций в Арктику выдающихся первооткрывателей прошлого.
О важности проекта "Плавучая школа"
рассказывает Евгения Юлиановна Миньяр-Белоручева, старший методист Университетской гимназии .

Еще совсем недавно Арктика лежала на периферии интересов мирового сообщества. Регион некогда привлекавший исследователей во время борьбы за него в начале 20 века, когда он оказался поделен на сектора между СССР, Норвегией, Данией, Канадой, США,
на какое-то время перестал быть объектом столь пристального внимания.
Однако вызванное глобальным потеплением таяние арктических льдов облегчает доступ к природным богатствам региона. Российский арктический шельф является крайне перспективным для добычи углеводородного сырья. В свою очередь освоение экономического потенциала Арктики требует выработки инновационных подходов в связи с необходимостью сохранения уникальной природы региона, что требует проведения масштабных исследований перед началом работ по разработке арктических богатств, прежде всего исследований территориальных вод и шельфа. Освоение природных ресурсов Арктики неразрывно с логистической, транспортной, составляющей. Глобальное потепление сделало возможным продлить период навигации в регионе и упростило процесс прохождения судов по арктическим морским маршрутам, являющимся наиболее быстрыми при доставке грузов из Азии в Европу. Сегодня наиболее интенсивные перевозки осуществляются в северо-западном регионе арктического побережья России, то есть в водах Норвегии, Исландии, Гренландии, Аляски. Между тем использование Северного морского пути представляется более выгодным, поскольку он является наиболее коротким и быстрым транспортным коридором в Азию из Северной Европы. В этой связи развитие Северного морского пути в качестве конкурентоспособной альтернативы является одной из первоочередных задач, лежащих перед Россией. Однако эффективному развитию Арктики, разработке ее богатств и транспортного потенциала мешает неопределенность ее статуса, поскольку не существует международного документа о ее правовом регулировании. Поэтому для «открытия» региона через развитие навигации по Северному морскому пути необходимо определить принципы его регулирования. Несмотря на то, что юридический статус территориальных вод Арктики детерминируется национальными законодательствами, а также нормами международного права, для успешного развития Северного морского пути необходимо также регулирование правового статуса региона и определение «общих правил игры» для государств. К примеру, отсутствие четких границ российского континентального шельфа в силу отказа Комиссии ООН в их признании на основании подачи Россией соответствующей заявки, основанной на результатах научных экспедиций, делает невозможным увеличение российских морских пространств, что влияет на перспективы развития их транспортного потенциала. Из примера видна тесная связь научных изысканий в регионе и вопросов его экономического развития, в основе которого лежит освоение логистического потенциала водных пространств, то есть Северного морского пути. Также описанная ситуация является отражением политических процессов вокруг Арктики, лежащих в плоскости конкуренции пяти литоральных государств (Дания, Канада, Норвегия, Россия и США) и прилегающих к нему стран (Исландия, Швеция и Финляндия).
Таким образом, регион балансирует между конструктивным взаимодействием указанных игроков в вопросах экологии и гуманитарного сотрудничества и конкуренцией между ними в сферах экономики и безопасности. Можно заключить, что развитие Арктики обусловлено и неотделимо от развития Северного морского пути, который будучи взят в качестве объекта исследования, может органично интегрировать множество задач в рамках проектной деятельности школьников в области экологии, биологии, химии, юриспруденции и истории, будучи рассмотренным в ретроспективе через изучение многочисленных морских экспедиций в Арктику выдающихся первооткрывателей прошлого.
Об опыте проектной деятельности в Университетской гимназии МГУ им. М.В. Ломоносова

- на проектную деятельность возлагаются такие большие надежды в связи с особенностями текущего состояния общества и перспективами его развития в средне- и долгосрочной перспективе.
- во главу угла проектной деятельности гимназистов поставлено исследование, которое может реализовываться как в рамках научно-исследовательского проекта, так и на базе проекта инновационного, но с обязательным исследовательским этапом.

Об опыте проектной деятельности в Университетской гимназии МГУ им. М.В. Ломоносова
рассказывает Александр Кириллович Гладилин, заместитель директора гимназии по учебно-воспитательной работе.

Проектная работа является одним из основных образовательных направлений Университетской гимназии МГУ имени М.В. Ломоносова.
Еще на стадии проектирования учебного заведения был сформулирован тезис о главенствующей роли данного вида деятельности, вокруг которой выстроены все прочие образовательные активности, включая изучение предметов на уроках.

На проектную деятельность возлагаются такие большие надежды в связи с особенностями текущего состояния общества и перспективами его развития в средне- и долгосрочной перспективе. Сейчас не представляется реалистичным и принципиально возможным получить в школе такой багаж знаний, которого хватит на профессиональную деятельность в течение всей жизни. Соответственно, средняя школа должна закладывать и развивать у обучающихся умение формировать запрос на приобретение новых данных, прививать вкус к непрерывной учебе и формировать у ребят навыки эффективного повышения уровня компетенций. Другой важной особенностью настоящего времени является легкий доступ к огромному объему информации, причем не всегда верифицированной.

В связи с вышесказанным учебные программы в эпоху информационного общества должны решать задачи развития навыков критического мышления, коммуникации, творческой изобретательности, способности к выстраиванию межличностных отношений. В этих условиях школьное образование должно формировать у обучающихся, наряду с традиционным, дополнительный набор компетенций XXI века, к которым следует отнести навыки критического мышления, решения сложных задач и межличностной коммуникации. Приобрести и развить указанные компетенции возможно в рамках проектной деятельности, в основе которой лежит коллективное решение сложных задач, необходимость работать в команде и грамотно распределять роли участников для достижения лучшего результата на каждом этапе проекта.

Педагогический коллектив исходит из того, что проектная деятельность в рамках среднего общего образования – это, безусловно, вид учебной работы, который, однако, предполагает получение конкретного, осязаемого результата, который может быть презентован, другим учащимся, преподавателям, экспертному сообществу. Наряду с бизнес-партнерами МГУ, инициаторами и «заказчиками» проектов выступают факультеты и научно-исследовательские институты МГУ и РАН. Если проект запускается бизнес-заказчиком, к реализации обязательно привлекаются представители как минимум одного структурного подразделения Московского университета. Таким образом, проектная деятельность, являясь одним из самых мощных способов профессиональной ориентации обучающихся, позволяет ребятам погрузиться в реальную жизнь факультетов. Следует подчеркнуть, что во главу угла проектной деятельности гимназистов поставлено исследование, которое может реализовываться как в рамках научно-исследовательского проекта, так и на базе проекта инновационного, но с обязательным исследовательским этапом.

В Университетской гимназии обучаются ребятам, тяготеющие к самым разных научным направлениям и предметным областям, включая математику, инженерию, естественные, гуманитарные и социальные науки. Учитывая разнообразие интересов гимназистов, в рамках проектной деятельности им предлагаются два основных типа проектов: инновационные и образовательные.

Университетская гимназия предоставляет ребятам уникальную возможность, еще будучи школьниками, приобщиться к исследованиям, проводимым ведущими учеными и педагогами Московского университета, и влиться в коллектив ведущих российских компаний, познать их корпоративные ценности и организацию бизнес-процессов. С 2016 по 2021 год в проектную деятельность в Гимназии были вовлечены следующие факультеты МГУ: механико-математический, вычислительной математики и кибернетики, физический, химический, наук о материалах, биологический, геологический, экономический, филологический, исторический, психологический, журналистики, политологии, глобальных процессов, политологии, московская школа экономики, космических исследований, фундаментальной физико-химической инженерии, фундаментальной медицины, почвоведения, геологический.

По окончании двухлетнего периода реализации проекта гимназисты полностью понимают специфику образования и научных исследований на выбранном факультете МГУ. В результате, ребята с первого курса приходят в лаборатории, где они, будучи гимназистами, выполняли проект, для продолжения научных исследований.

Серьезное отношение Университетской гимназии к проектной деятельности позволило обучающимся достойно представлять результаты исследований на различных отечественных и международных конференциях, включая «Чтения Вернадского», «ПроеКТОриЯ», «Ученые будущего», финал международного конкурса «ISEF», секции конференции «Ломоносов», проводимые на разных факультетах МГУ, «Курчатовские чтения», Кванториаду, «Taiwan International Science Fair» и многие другие. Немаловажным является тот факт, что с 2021 года международные «Чтения Вернадского» стали домашней конференцией Университетской гимназии. Это как раз та площадка, на которой проходит обсуждение актуальных вопросов и реализуется продвижение лучших практик проектной и научно-исследовательской деятельности школьников.

Таким образом, педагогическим коллективом Университетской гимназии накоплен богатый опыт осуществления проектной и научно-исследовательской деятельности. Следует подчеркнуть, что все проекты, реализованные до сих пор, были выполнены в стенах самой Гимназии, в факультетских лабораториях или на предприятиях компаний-партнеров МГУ. В отдельных проектах были проведены полевые работы, но они носили краткосрочный характер. Включение длительной экспедиции «Плавучая школа» как главного этапа работы над проектом позволит вывести исследовательскую деятельность ребят на новый уровень, и, наряду с решением задач, актуальных для общества, позволит им приобрести уникальный опыт странствий и открытий, что, безусловно, заложит прочный фундамент их будущих научных достижений и инженерных прорывов.