Реставрация: химия в помощь сохранению историко-культурного наследия
Изменение условий окружающей среды ведёт к разрушению хранящихся в архивах документов.
Для реставрации часто используются синтетические материалы, а их влияние на бумагу неизвестно, особенно при длительном хранении.
Как уберечь исторический документ от порчи и обеспечить ему оптимальные условия для длительного хранения? Как воспрепятствовать биологическому заражению документа?
На каждый из этих вопросов по отношению к каждому конкретному документу (в зависимости от сочетания материалов основы документа, характеристик чернил и особенностей материалов художественного оформления) есть свой специфический ответ. Поиском ответов на эти вопросы в каждом конкретном случае и будут заниматься ребята под наблюдением опытных специалистов. Только в последние 10 лет наука стала заниматься проблемами длительного хранения. Серьёзных исследований в этом направлении почти не было, поэтому не менее важной составляющей проекта будет популяризация найденных методов

Изменение условий окружающей среды ведёт к разрушению хранящихся в архивах документов.
Для реставрации часто используются синтетические материалы, а их влияние на бумагу неизвестно, особенно при длительном хранении.
Как уберечь исторический документ от порчи и обеспечить ему оптимальные условия для длительного хранения? Как воспрепятствовать биологическому заражению документа?
На каждый из этих вопросов по отношению к каждому конкретному документу (в зависимости от сочетания материалов основы документа, характеристик чернил и особенностей материалов художественного оформления) есть свой специфический ответ. Поиском ответов на эти вопросы в каждом конкретном случае и будут заниматься ребята под наблюдением опытных специалистов. Только в последние 10 лет наука стала заниматься проблемами длительного хранения. Серьёзных исследований в этом направлении почти не было, поэтому не менее важной составляющей проекта будет популяризация найденных методов
Проблема, решаемая в проекте:
Оригинальные документы являются свидетелями истории. Но со временем, в связи с нестабильностью условий, в которых они находились, они подвергаются разрушению.
Для реставрации часто используются синтетические материалы, а их влияние на бумагу неизвестно, особенно при длительном хранении.
Как уберечь исторический документ от порчи и обеспечить ему оптимальные условия для длительного хранения? Как воспрепятствовать биологическому заражению документа?
Основная цель:
Подбор оптимальных условий для хранения конкретных документов, популяризация необходимости более глубоких и детальных химических и биологических исследований методов реставрации, выработка памятки оптимального обращения с подлинниками исторических документов в разных условиях
Этапы проекта
1
Вводный. Знакомство с Архивом Российской академии наук (далее – АРАН), Отделом реставрации документов, с основами архивоведения и задачами сохранения культурного документального наследия. Определение ролей среди участников проекта. Художественное и тематическое оформление химического кабинета гимназии с помощью копий архивных документов из фондов учёных-химиков АРАН.
2
Этап проведения химических опытов. Занятия в лабораториях и в Отделе реставрации документов АРАН (работа с оригинальными рукописными документами), написание и научное оформление результатов химических опытов (в виде научной статьи, презентации, возможного сайта) возможно использование результатов химических анализов для заполнения части реставрационных паспортов по стандарту МК России.
3
Этап знакомства с опытом других лабораторий (Санкт-Петербург, Ереван), в том числе за рубежом, поездки и экскурсии.
Этап общего написания результатов проекта. Выработка памятки для хранения и использования документов в хранилищах с ограниченным финансированием, описание наиболее эффективных мер «скорой помощи» документам, оформление результатов в виде сайта, буклета к выставке, научной статьи и выступления на конференции.
Планируемые результаты
  • 1
    Направление химия. Гимназисты получат представление о реставрационных методиках, определят химическое состояние рукописей, выберут средства нейтрализации отрицательного влияния окружающей среды, научатся составлять реставрационный паспорт по требованиям Министерства культуры РФ. Практические навыки реставрации.
  • 2
    Направление биология/экология.
    Напишут памятку для экологичного и бережного использования документов без вреда для них и окружающей среды. Изучат схемы, препятствующие биологическому заражению документов.
  • 3
    Направление история.
    Научатся правильно пользоваться архивными документами, осуществлять научный архивный поиск, создадут выставку по истории химии, познакомятся с основами архивоведения и источниковедения, сформируют начальные навыки написания научных статей.
Участники проекта по профилям
Особенность проекта – совместное междисциплинарное исследование химиков, биологов и гуманитариев, нет жёсткого деления на профили. Можно практически равным образом участвовать везде.
1
Естественнонаучный

2-3 человека

Исследователи
2
Гуманитарный
2 человека
Исследователи
Руководители проекта
  • Цыпкина Анна Георгиевна
    к.и.н., учитель истории Университетской гимназии, ст.н.с. ИВИ РАН
  • Паламарь Наталья Федоровна
    Начальник отдела реставрации документов Архива РАН, ст.н. сотрудник, искусствовед и реставратор высшей категории