Литературный музей «Текст и контекст: прошлое сквозь призму современности»
Данный проект призван расширить представления учащихся о русской литературе XIX – XXI вв., об истоках ее формирования и связях с предшествующей литературной традицией, об истории России, и в первую очередь особенностях общественной и культурной жизни России двадцатого – начала двадцать первого века.
Учащиеся получают и развивают навыки музейной, библиографической и исследовательской работы, работы с цифровыми технологиями в области музейной и просветительской деятельности такими как VR и AR, разработка и наполнение контентом Интернет-ресурсов и приложений, расширяют свой эстетический кругозор, получают возможность реализовать свои способности в области литературного творчества, театрального и изобразительного искусства с целью формирования эмоциональной связи с культурно-историческим наследием, являющимся объектом изучения в рамках проекта. Работа над проектом создает условия для организации мастер-классов, которые в рамках литературной и театральной студий проводят известные писатели и литературоведы, представители театрального искусства. Деятельность Дискуссионного клуба в рамках музея способствует как развитию навыков ораторского мастерства, так и расширению социокультурного кругозора гимназистов. Подготовка научных конференций и выступления с научными докладами развивают профессиональные умения учащихся.
Цели проекта
  • Поиск инновационных форм, способствующих преодолению общего кризиса гуманитарного образования;
  • Создание современной модели литературного интерактивного гимназического музея как междисциплинарной формы воспитательной и образовательной работы;
  • Приобщение учащихся к литературному наследию нашей страны через знакомство с историческим, общественным и культурным контекстом изучаемых художественных текстов, их эмоциональное «проживание» и интерпретацию через театральное искусство;
  • Развитие навыков исследовательской, музейной, библиографической работы, работы с цифровыми технологиями в области музейной и просветительской деятельности;
  • Возможность развить навыки литературного творчества.
Образовательные цели проекта
  • Формирование и расширение у гимназистов научных представлений о развитии отечественной и зарубежной гуманитарной науки;
  • Развитие у учащихся навыков работы с текстами разных жанров и направлений с учетом специфики предлагаемого контекста;
  • Развитие творческих способностей учащихся в сфере литературной и театральной деятельности, а также других видов искусства;
  • Формирование и развитие практических навыков научно-исследовательской и научно-организационной работы, литературной правки и редактирования научного художественного и публицистического текста, создание статей и репортажей о жизни гимназии;
  • Формирование практических навыков музейной работы, компьютерного дизайна и работы с технологиями VR и AR;
  • Развитие у учащихся навыков публичной дискуссии
Задачи проекта
  • Формирование и развитие навыков изучения текста в историко-литературном, историко-культурном, историческом контекстах, а также в контексте событий современной жизни
  • Расширение представлений учащихся о литературе 19-21 вв., об истоках ее формирования и художественной преемственности, об особенностях общественной и культурной жизни России второй половины двадцатого – начала двадцать первого века
  • Социокультурное и личностное развитие учащихся посредством культурных практик через занятия в театральной студии проекта, тематически связанной с изучаемыми текстами, что позволяет комплексно развить и актуализировать когнитивные навыки и эмоциональное восприятие во взаимосвязи с навыками критического мышления, гармоничным восприятием окружающего мира и себя как его неотъемлемой части
  • Актуализация знаний, полученных в ходе обучения, в процессе практической деятельности, формирование и развитие навыков профессиональной деятельности в сфере гуманитарных наук
Планируемые результаты проекта
  1. Создание постоянной экспозиции Литературного музея
  2. Участие в работе научной конференций с возможностью дальнейшей публикации доклада
  3. Участие в деятельности театральной студии
  4. Участие в деятельности Дискуссионного клуба
  5. Создание статей для школьной виртуальной энциклопедии
  6. Участие в работе Литературной гостиной:
  • чтение и обсуждение художественных произведений гимназистов на заседаниях Литературной студии, чтение собственных произведений с возможностью последующей публикации
  • участие в мастер-классах, проводимых известными писателями, поэтами и драматургами, а также литературоведами и критиками
Руководители проекта
  • Шумилов Иван Сергеевич
    Преподаватель истории Университетской гимназии МГУ
  • Громова Екатерина Юрьевна
    Специалист по театральному искусству
  • Марусяк Наталья Владимировна
    Учитель литературы Университетской гимназии 
  • Миньяр - Белоручева Евгения Юлиановна
    Старший методист гуманитарного направления проектного офиса Университетской гимназии 
План-график проекта
Ознакомление студентов с теоретической составляющей тематики проекта
Создание теоретической базы для практической реализации проекта
Совмещение данных рабочих групп с целью создания экспозиции музея и сайта литературной энциклопедии «Текст и контекст»
Задачи театрального направления

  1. Освоить пространство будущего спектакля
  2. Найти внутренние параллели в прошлом, настоящем и предощущении будущего
  3. Написать инсценировку
  4. Найти подходящий творческий язык и собрать спектакль-исследование
  5. Составить методолгическую базу театрального исследования
Участники театрального направления
Светлана Жукова. Актриса, ассистент режиссёра, методист-исследователь, автор инсценировок
Александра Коновалова. Актриса, автор инсценировок, исполнитель роли княжны Марьи
София Клочкова. Актриса, автор инсценировок, исполнитель роли князя Андрея Болконского
Виктория Грушакевич. Заведующий постановочной частью, актриса, автор инсценировок
Екатерина Юрьевна Громова
Руководитель театрального направления, режиссёр-педагог
Показы, встречи со зрителем,
различные мероприятия научной и творческой направленности
  • Всероссийский фестиваль "Наука 0+"
    На научном фестивале на территории МГУ мы провели несколько театральных тренингов
  • Форум "Образовательная перспектива"
  • Показы
    Участники театрального направления активно принимают участие в различных мероприятиях и проводят встречи со зрителем, на которых делятся отрывками из будущего спектакля
Зрители о нас
А. В. Леонтович, кандидат психологических наук, директор Университетской гимназии
"Это не спектакль в обычном понимании... Это форма жизни, форма рассказа - в том числе о себе - другим..."
Л. С. Сергеева, тьютор, учитель английского языка в Университетской гимназии
"Мне кажется, я видела большинство показов и очень интересно всегда вот это наращивание материала смотреть. Про глубину, про погружение, про индивидуальность уже сказали - я повторяться не буду. Но я - фанатка..."
К. С. Курнавина, ученица Университетской гимназии
"Это очень интересно с точки зрения понимания времени и границ... Потому что сцены переплетаются, а пространство остается единым"
В. В. Ряшина, кандидат психологических наук, начальник психолого-воспитательной службы Университетской гимназии
"Я всегда смотрела на вас с "Войной и миром", как на людей современных, которые это читают. И действительно - эти превращения со временем: вы погружаетесь в то, что было "тогда", и переживаете это сейчас. Когда я второй раз смотрела, для меня это уже была интерпретация того, что сейчас происходит, - с людьми, со страной. А тут вы это ещё и немножко добавили: уже лично про себя".
"Для меня самое трепетное, самое ценное, когда ты учишься в школе, когда ты погружаешься во всю эту культуру и так погружаешься, что умудряешься сказать своё собственное слово..."
Солодовникова В. И., библиотекарь Университетской гимназии
"Вот эта вот композиция, когда задействовано все поле, - это очень интересно и ты понимаешь, что время-то одно... Просто человек в разных контекстах. И это действительно помогает лучше проникнуться ощущением "Войны и мира". Спектакль обычный по "Войне и миру" - это совершенно другое. На сцене портальной - всё равно это как-то "в рамке". А здесь ты действительно чувствуешь, как будто проходишь мимо, вот ты на поле боя. Это очень интересно..."
С. В. Розов, режиссёр, драматург, театральный педагог
"Тут ещё произошёл очень интересный выход в общекультурное и даже я бы сказал - в общесоциальное пространство города и страны. Вот я совершенно не побоюсь таких высоких слов. Потому что - скажем так - премьерой прошлого, наверное, сезона была "Война и мир" в театре Вахтангова в постановке Римаса Туминаса. Это было большое событие в жизни Москвы, колоссальное, с блестящими актёрскими работами. Но там был определенный взгляд на войну и мир. Именно на "Войну и мир" в кавычках и войну и мир без кавычек. С преобладанием позиции "слеза ребенка не стоит клочка нашей родины". Я огрубляю, но тем не менее это было. У вас всё гораздо глубже. Если хотите - это ваш ответ на очень серьезном уровне крупнейшему режиссёру города и страны последнего десятилетия. И ответ убедительнейший. Ответ через исследовательскую работу. И он у вас получился невероятно трепетно-гражданский. Без ложного пафоса. Он о долге. О долге перед Богом. О долге перед Родиной. Перед совестью. Перед своими близкими".
"Любое серьёзное исследование - оно по-настоящему творческое, когда внутри исследования вдруг оно распадается ещё на какие-то микротемы, которые так увлекают исследователя, что он ещё попутно совершает ряд открытий - по крайней мере для себя..."
М. М. Глебова, психолог
"Я хотела бы вас поблагодарить за то, что сегодня увидела. Я безумно рада, что успела и прибежала к вам. Наверное, начну я без каких-то заумствований. Просто скажу, что я - почувствовала. Мне кажется, что это ключевой момент для зрителя. И я честно скажу, что большую часть времени я сдерживала слёзы, а в конце я всё-таки дала им волю. И для меня это было о том, что вы смогли создать эмоциональный мост между опытом предыдущих поколений и мной сейчас. Я не переживала войну, я не воевала, но при этом почему-то я плачу. Почему? - если я этого не испытывала. И получается, что мы соприкасаемся, наверное, с неким таинством, которое даёт нам литература, которое даёт нам театр. Это таинство передачи опыта, который я, возможно, никогда не переживу. Но я могу его прожить с вами "здесь и сейчас" и что-то больше понять о жизни, о смерти. Я вот сейчас выйду отсюда и возможно как-то по-другому проживу эту жизнь. Возможно я выйду и подумаю: "Как вообще здорово, что я живу, что у меня есть родственники, что я могу обнять своего брата...". У меня тоже есть брат. То есть - приходит какая-то ценность жизни, какие-то приоритеты - благодаря таким как вы - могут в голове правильно расставиться".